Татьяна Шебалина
Логопедическое занятие для детей старшей группы «Гномы Сэм и Шон. Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад № 1» с. Усть-Кулом.
Разработала учитель – логопед Шебалина Татьяна Владимировна.
Логопедическое занятие для детей старшей группы.
Тема: Дифференциация звуков [С и Ш]. Гномы Сэм и Шон.
Цель: дифференциация звуков [С-Ш] изолированно, в слогах и в словах.
Задачи:
Обучающие:
• уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
Публикация «Логопедическое занятие для детей старшей группы „Гномы Сэм и Шон, Дифференциация звуков [С] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
• учить различать эти звуки на слух изолированно, в слогах, в словах;
• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
Развивающие:
• развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
• развивать фонематический слух;
Воспитательные:
• формирование контроля за собственной речью;
• воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Оборудование: интерактивная доска.
Использование возможностей интерактивной доски: «скрытие», ластик, группировка изображений, использование фона на доске.
Организационный момент.
1 слайд.
Здравствуйте, ребята! К нам сегодня за помощью обратились братья гномы. Оказывается, они путают звуки и из-за этого они не могут ни есть, ни играть. Вы готовы им помочь?
А какие же они звуки путают? Чтобы узнать, нам надо с ними познакомиться. Первого гномика зовут Сэм. Повторите. Посмотрите, во что он одет: в красный колпак, на ногах башмаки голубого цвета, в руках у него лампа и палочка. А второго гномика зовут Шон. Повторите. Посмотрите, а во что он одет: красный колпак в горошек, красные башмаки, а в руках у него книжка и карандаш.
Как зовут гномиков? Сэм и Шон. Какой первый звук в слове Сэм? Звук [С]. Какой первый звук в слове Шон? Звук [Ш]. Оказывается, они путают звуки [С и Ш].
Ход занятия.
2 слайд.
Для начала нам надо подготовиться, сделать гимнастику для язычка. Давайте посмотрим, какие упражнения нам подготовили гномы (работа с ластиком).
Упражнения:
«Лягушка»
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
«Слоник»
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка» – «Слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
«Часики»
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Лопаточка»
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
Молодцы!
3 слайд.
Давайте мы научим гномиков различать звуки [С и Ш]. Какой картинкой – символом мы обозначаем звук [С] (картинка насос). Посвистите с-с-с. А какой картинкой – символом мы обозначаем звук [Ш](змея шипит). Пошипите ш-ш-ш. Звук [С] согласный или гласный (согласный) Каким цветом мы обозначаем согласные звуки (синим) А звук [Ш] согласный или гласный (согласный) И каким цветом мы его обозначаем (синим). При звуке [С] какая воздушная струя холодная или теплая? (холодная). А при звуке [Ш] какая воздушная струя (теплая). Произнесите звук [С] и посмотрите как расположены наши губы? (губы в улыбке) Какой схемой мы обозначим? А теперь произнесите звук [Ш] и посмотрите как расположены наши губы? (губы округленны и вытянуты в перед) А какой схемой мы обозначим? Обобщить.
Молодцы!
4 слайд.
У Сэма и Шона есть любимые игрушки, а какие вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет (Самолет)
***
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Шар)
У кого, чья игрушка мы можем узнать по первым звукам. Назовите первый звук в слове самолет. (звук [С]) Значит у кого эта любимая игрушка, у Сэма или у Шона (у Сэма). А какой первый звук в слове шар (звук [Ш]) Значит чья это игрушка? (у Шона).
5 слайд.
Гномы на полянке играли с воздушными шариками, и шары разлетелись и перепутались. Помогите Сэму и Шону найти свои шары, дорисуйте им ниточки. Для того чтобы правильно поделить надо прочитать слоги на шарах. У Сэма шары со звуком [С], а у Шона шары со звукам [Ш].
Молодцы!
6 слайд.
Пальчиковая гимнастика «Маленькие гномики» (видео файл).
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо домик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
Гномики построили домики.
Молодцы!
7 слайд.
Сэм живет в домике со звуком [С], а Шон живет в домике со звуком [Ш]. Помогите гномикам разобрать вещи. У Сэма вещи со звуком [С], а у Шона вещи со звуком [Ш].
Картинки: чашка, стул, шапка, кактус.
Молодцы!
8 слайд.
Заселились гномики в домики. Проголодались. Давайте их накормим. Гномик Сэм ест только ту еду где есть звук [С], а гномик Шон ест только ту еду где есть звук [Ш].
Картинки: Колбаса, сыр, ананас, каша, шоколад, груша.
Молодцы!
9 слайд.
Наелись гномики и снова пошли гулять. Помогите им собрать игрушки в поезд на прогулку. У Сэма игрушки со звуком [С], а у Шона игрушки со звуком [Ш].
Картинки: шарик, машина, погремушка, санки, часы, самолет.
Молодцы!
Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?
Теперь гномики научились различать звуки [С] и [Ш]. Ребята спасибо вам за помощь! До новых встреч!