Евгения Вязовец
Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие»
▼ Скачать +Заказ
Вязовец Евгения Николаевна
Воспитатель,
МБДОУ № 93,г. Краснодар
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«Дифференциация согласных звуков : твердые и мягкие»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
1. учить различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и в словах;
2. учить обозначать мягкость и твердость согласных с зависимости от гласного соседства;
3. повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;
4. развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное восприятие, фонематическое восприятие.
Оборудование:
- тетради,
- плакат с изображением звукового дерева,
- цветные карандаши.
- буквы, написанные зеленым и синим цветом
- карточки,
- изображения кота и мышки.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный:
Дети становятся в круг. Ребята, сейчас я правой рукой возьму тепло своего сердца, которое находится слева и передам соседу справа. А каждый из вас продолжит вслед за мной. (Цель – ориентирование в пространстве).
2. Озвучивание темы занятия :
На прошлом занятии мы с вами закрепили, что звуки бывают и каким цветом их пишут …
Ответы детей. Гласные - красные и согласные – синие. (правильно)
Как мы определяем, какой звук…
Ответы детей. Гласный произносится голосом и при произношении во рту ни чего не мешает, а при произношении согласного встречаются препятствия (зубы, нёбо и т. д.).
Самое интересное ребята, что согласные звуки и буквы, когда мы их напишем, могут еще быть ТВЕРДЫМИ или МЯГКМИ. Сегодня мы узнаем как же их различать.
3. Образовательная:
Посмотрите в гости к нам пришли кот Том и мышонок Тим.
Послушайте как наши гости котенок Том и мышонок Тим их поют звуки.
Кот Том строгий. Он поет грубым, твердым голосом : м,н, л,р, д,в…
А мышонок Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом : мь, нь, ль, рь…
Произнесем звук М вместе с котом Томом: м-м-м.
А теперь с мышонком Тимом: мь-мь-мь.
-Одинаково ли произносятся эти звуки?
- При каком звуке губы больше растянуты?
- какой звук произноситься с большим усилием, напряжение губ?
- Какая разница в звучании этих звуков? Какой звук звучит твердо? А какой мягко?
Звук «М» - твердый, а «МЬ» - мягкий.
- Произнесем твердый звук Л. А теперь мягкий ЛЬ.
- Какой звук произносится с большим усилием, напряжением губ, языка?
Мы можем сделать вывод: мягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые.
Но это мы с вами услышали, а если мы хотим написать слог или слово как узнать какая согласная будет мягкая, а какая твердая? Например,
МА МО МЭ МЫ МУ
МЯ МЁ МЕ МИ МЮ а для этого у меня есть плакат-подсказка, посмотрите, он называется волшебное дерево согласных. Что мы с вами видим? Да, на дереве растут листочки, на каждом листике написана согласная буква, высоко в небе видны высокие твердые горы, на которых расположились гласные, смотрите, А,О,Э,Ы,У. Внизу, мы видим, мягкую зеленую траву, где распустились одуванчики с другими гласными в центре Я,Ё,Е,И,Ю. Интересно, что же будет, если подует ветерок и листик с согласной сорвется с дерева? Например, слог «МА»,Листик с «М» полетел на верх к горам, а там очень твердо на камнях, и холодно, что он даже посинел, так замерз. Поэтому и буква Эм обозначается синим цветом. Понятно?
Теперь попробуем определить слог «МЯ». Подул ветерок и листик упал к букве «Я», а она растет на зеленой мягкой травке, поэтому и «М”» стала мягкой и зелененькой, как травка.
Получается если согласная летит наверх и соединяется с гласными А,О,Э,Ы,У, то она становится твердой, как камни в горах и синеет, и мы ее пишем СИНИМ карандашом и называем твердой.
А если летит вниз, падает на мягкую зеленую травку и соединяется с Я,Ё,Е,И,Ю,то мы пишем ее ЗЕЛЕНЫМ карандашом и называем мягкой.
4. Физминутка:
Давайте встанем и поднимем ручки вверх потянемся и превратимся в деревья. Повторяйте за мной (пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гуляет») : ветер по лесу гуляет и листочки собирает, вот кленовый, вот дубовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой, вот с осинки он последний, ветер бросил на тропинки.
5. Самостоятельное написание твердых и мягких согласных в слове «Том» и «Тим».
Ребята, а вы помните, как звали сегодняшних гостей? Правильно, кот –Том и мышонок –Тим. А давайте напишем их имена и посмотрим какие согласные у них твердые, а какие мягкие. Имя «ТОМ»это слог или слово? Правильно. А сколько слогов в это слове? Правильно. Какой звук в слове ТОМ первый? Правильно. А какой он твердый или мягкий? Посмотрите на наше волшебное дерево, нашли листик с «Т», а в слове следующая буква какая? Правильно, «О». Смотрите, где гласная «О» правильно, в горах, получается, что согласная «Т» стала твердой и синей. Пишем ее синим цветом, теперь «О» - это гласная она всегда красная. Посмотрим на «М», куда она полетела,какую букву вы видите? ЕЁ нет, получается, что она как была на дереве листочком синим,так и остается.
А какже мымонок «ТИМ»?
Имя Тим – это слово. (Здесь необходимо детям дать возможность самостоятельно попробовать пользоваться плакатом и по необходимости помогать).
3. Заключительный этап.
-Как делятся согласные звуки?
-Какие звуки произносим с большим напряжением?
-Какие с меньшим?
-Как на письме мы обозначаем твердые согласные? С какими гласными они должны дружить?
- Как на письме обозначим мягкие согласные? С какими гласными они должны дружить?
На следующем занятии мы будем продолжать эту тему. Различать мягкие и твердые согласные.
Окончание занятия : давайте скажем друг другу «СПАСИБО» за такое интересное занятие.