Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие»

Евгения Вязовец
Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие»
▼ Скачать +Заказ

Вязовец Евгения Николаевна

Воспитатель,

МБДОУ № 93,г. Краснодар

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«Дифференциация согласных звуков : твердые и мягкие»

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие“» размещена в разделах

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

1. учить различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и в словах;

2. учить обозначать мягкость и твердость согласных с зависимости от гласного соседства;

3. повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;

4. развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное восприятие, фонематическое восприятие.

Оборудование:

- тетради,

- плакат с изображением звукового дерева,

- цветные карандаши.

- буквы, написанные зеленым и синим цветом

- карточки,

- изображения кота и мышки.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный:

Дети становятся в круг. Ребята, сейчас я правой рукой возьму тепло своего сердца, которое находится слева и передам соседу справа. А каждый из вас продолжит вслед за мной. (Цель – ориентирование в пространстве).

2. Озвучивание темы занятия :

На прошлом занятии мы с вами закрепили, что звуки бывают и каким цветом их пишут …

Ответы детей. Гласные - красные и согласные – синие. (правильно)

Как мы определяем, какой звук…

Ответы детей. Гласный произносится голосом и при произношении во рту ни чего не мешает, а при произношении согласного встречаются препятствия (зубы, нёбо и т. д.).

Самое интересное ребята, что согласные звуки и буквы, когда мы их напишем, могут еще быть ТВЕРДЫМИ или МЯГКМИ. Сегодня мы узнаем как же их различать.

3. Образовательная:

Посмотрите в гости к нам пришли кот Том и мышонок Тим.

Послушайте как наши гости котенок Том и мышонок Тим их поют звуки.

Кот Том строгий. Он поет грубым, твердым голосом : м,н, л,р, д,в…

А мышонок Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом : мь, нь, ль, рь…

Произнесем звук М вместе с котом Томом: м-м-м.

А теперь с мышонком Тимом: мь-мь-мь.

-Одинаково ли произносятся эти звуки?

- При каком звуке губы больше растянуты?

- какой звук произноситься с большим усилием, напряжение губ?

- Какая разница в звучании этих звуков? Какой звук звучит твердо? А какой мягко?

Звук «М» - твердый, а «МЬ» - мягкий.

- Произнесем твердый звук Л. А теперь мягкий ЛЬ.

- Какой звук произносится с большим усилием, напряжением губ, языка?

Мы можем сделать вывод: мягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые.

Но это мы с вами услышали, а если мы хотим написать слог или слово как узнать какая согласная будет мягкая, а какая твердая? Например,

МА МО МЭ МЫ МУ

МЯ МЁ МЕ МИ МЮ а для этого у меня есть плакат-подсказка, посмотрите, он называется волшебное дерево согласных. Что мы с вами видим? Да, на дереве растут листочки, на каждом листике написана согласная буква, высоко в небе видны высокие твердые горы, на которых расположились гласные, смотрите, А,О,Э,Ы,У. Внизу, мы видим, мягкую зеленую траву, где распустились одуванчики с другими гласными в центре Я,Ё,Е,И,Ю. Интересно, что же будет, если подует ветерок и листик с согласной сорвется с дерева? Например, слог «МА»,Листик с «М» полетел на верх к горам, а там очень твердо на камнях, и холодно, что он даже посинел, так замерз. Поэтому и буква Эм обозначается синим цветом. Понятно?

Теперь попробуем определить слог «МЯ». Подул ветерок и листик упал к букве «Я», а она растет на зеленой мягкой травке, поэтому и «М”» стала мягкой и зелененькой, как травка.

Получается если согласная летит наверх и соединяется с гласными А,О,Э,Ы,У, то она становится твердой, как камни в горах и синеет, и мы ее пишем СИНИМ карандашом и называем твердой.

А если летит вниз, падает на мягкую зеленую травку и соединяется с Я,Ё,Е,И,Ю,то мы пишем ее ЗЕЛЕНЫМ карандашом и называем мягкой.

4. Физминутка:

Давайте встанем и поднимем ручки вверх потянемся и превратимся в деревья. Повторяйте за мной (пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гуляет») : ветер по лесу гуляет и листочки собирает, вот кленовый, вот дубовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой, вот с осинки он последний, ветер бросил на тропинки.

5. Самостоятельное написание твердых и мягких согласных в слове «Том» и «Тим».

Ребята, а вы помните, как звали сегодняшних гостей? Правильно, кот –Том и мышонок –Тим. А давайте напишем их имена и посмотрим какие согласные у них твердые, а какие мягкие. Имя «ТОМ»это слог или слово? Правильно. А сколько слогов в это слове? Правильно. Какой звук в слове ТОМ первый? Правильно. А какой он твердый или мягкий? Посмотрите на наше волшебное дерево, нашли листик с «Т», а в слове следующая буква какая? Правильно, «О». Смотрите, где гласная «О» правильно, в горах, получается, что согласная «Т» стала твердой и синей. Пишем ее синим цветом, теперь «О» - это гласная она всегда красная. Посмотрим на «М», куда она полетела,какую букву вы видите? ЕЁ нет, получается, что она как была на дереве листочком синим,так и остается.

А какже мымонок «ТИМ»?

Имя Тим – это слово. (Здесь необходимо детям дать возможность самостоятельно попробовать пользоваться плакатом и по необходимости помогать).

3. Заключительный этап.

-Как делятся согласные звуки?

-Какие звуки произносим с большим напряжением?

-Какие с меньшим?

-Как на письме мы обозначаем твердые согласные? С какими гласными они должны дружить?

- Как на письме обозначим мягкие согласные? С какими гласными они должны дружить?

На следующем занятии мы будем продолжать эту тему. Различать мягкие и твердые согласные.

Окончание занятия : давайте скажем друг другу «СПАСИБО» за такое интересное занятие.

Публикации по теме:

Бинарный урок произношения и обучения грамоте «Твердые и мягкие согласные [д]-[д’]» Бинарное занятие по произношению и обучению грамоте в 1 дополнительном классе «Звуки [Д]-[Д’], буква Д. Дифференциация твердых и мягких.

Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация изученных гласных и согласных звуков и букв. Лексическая тема «Лето» Цель: закрепить полученные знания детей об изученных гласных и согласных звуков и буквах через игровые задания с использованием мультимедийной.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в царство звуков» ТЕМА: «Путешествие в царство звуков» Методика дошкольного образования (образовательная область): Подготовка к обучению грамоте. Интеграция.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных «Т-Д» в слогах, словах, словосочетаниях» .

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]» Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР с применением личностно ориентированной технологии «В мире звуков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10 «СКАЗКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация [С], [Ш]» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие" Программное содержание.

Обучение грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [С]— [Ш]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные - развивать фонематическое восприятие. Корекционно-развивающие: - развивать слуховое восприятие,.

Занятие по обучению грамоте в средней группе «Формирование представлений о твёрдых и мягких согласных звуках» Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких согласных звуках. Задачи: Образовательные – 1. Развивать умение определять.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]» Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков А и У.» Разработала учитель – логопед Сурина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 22:10
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Вязовец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД