Витушкина Юлия
Конспект логопедического занятия в 5 классе для обучающихся с ОВЗ «Дифференциация [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ И БУКВ З-С. (5кл. для группы детей с недостатками письменной речи, обусловленными ОНР).
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.
1)развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
2)развитие звуко - буквенного и слогового анализа;
3)актуализация и расширение словарного запаса.
Публикация «Конспект логопедического занятия в 5 классе для обучающихся с ОВЗ „Дифференциация [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
4)развитие психических процессов (произвольного слухового внимания, словесно- логического мышления, памяти);
5)формирование учебных навыков (регулирующей учебной деятельности, осознанности выполнения заданий).
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные задачи:
• автоматизация произношения звука з-с (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);
• закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
• закрепление знания графического изображения букв з-с;
• развитие фонематических представлений (дифференциация звуков З и С в словах)
2. Коррекционно - развивающие задачи:
• развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
• развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
• развитие внимания, памяти, логического мышления.
• Развитие правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
3. Коррекционно – воспитательные задачи:
• Формирование навыков самостоятельности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям;
Оборудование:
1) зеркала по количеству учащихся;
2) речевые профили звуков С, З;
3) дорожка знаний, предметные карточки с этапами работы на уроке;
4) карточки, индивидуальные карточки по уровням;
5) конверты с разрезанными деталями «звуков З-С»;
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь пожалуйста на свои места. Начинаем занятие.
2. Выделение согласных звуков З-С из начала слов.
а) Логопед. Предлагаю поиграть и досказать словечки (игра «Доскажи словечко). Дети называют недостающие слова.
Ходит по лесу хорек, хищный маленький ….(зверёк)
-Где обедал, воробей?
-В зоопарке у …. (зверей)
С какого звука начинаются эти слова? (З).
б) Работа перед зеркалом (произнесение этого звука, артикуляция звука: рот приоткрыт, зубы сжаты, язык находится за зубами, воздушная струя холодная, идет вдоль языка, звук похож на звук летящего комара, голос участвует в произношении звука).
Зарисовка человечка - звуковичка с полной характеристикой этого звука.
З – звонкий, в словах бывает твердым или мягким.
Соотнесение с буквой. (На письме этот звук обозначается буквой «зэ»).
Логопед. Из каких элементов состоит буква, на что похожа?
Дети. Буква похожа на цифру 3.
в) Игра «Доскажи словечко».
На скамейку Зоя села, справа- Слава, Сева -…. (слева)
С какого звука начинаются эти слова?
Дети. Со звука С.
г) Работа перед зеркалом (произнесение этого звука, артикуляция звука: рот приоткрыт, зубы сближены, язык находится за зубами, воздушная струя холодная, идет вдоль языка, голос не участвует в произношении этого звука, текущей струйки воды и спускающего колеса).
С - глухой, бывает в словах твердый или мягкий.
Соотнесение с буквой. (На письме этот звук обозначается буквой «эс»).
Логопед. На что она похожа буква С?
Дети. Похожа на полукольцо.
д) Логопед. Давайте сравним эти звуки по артикуляции.
Ученики. Сходства: язык находится за зубами, воздушная струя холодная, оба звука согласные, в словах могут быть твердыми или мягкими.
Различия: с - глухой, а з - звонкий.
Работа на уровне слова.
3. Дифференциация З-С. Слайд 4-5
Цель: выявить правильную дифференциацию З-С в словах.
По картинкам на слайде определить, в каких словах есть звук с или з, а в каких нет.
4. Работа с карточками.
Логопед. Показывает картинки: самовар, мимоза, растение, зонт, песок, класс, свекла, глаза, весна. Называет эти слова, а дети показывают карточки с буквами С-З.
5. Теперь давайте немного разомнемся и поработаем по речевым карточкам.
Раздаются карточки. Устная работа.
6. Индивидуальные карточки на дифференциацию С-З.
Работа в тетрадях.
Логопед : Открываем тетради, записываем число.
Карточки. (СЛАЙД6)
Вставь пропущенные буквы С-З. ВыделитьС-1 черточкой, З- 2 черточками.
ПАРОВО…Ы РЮК…АК РА…ПИ…АНИЕ …ЛОН
7. Слоговой анализ и синтез.
Составь из рассыпавшихся слогов слова. Подчеркнуть букву «эс»-1 черточкой, букву «зэ»- 2 черточками.
ЖУ,ПО,СА СЮР, ЗЫ, ПРИ ПА, РО, ЗЫ, ВО
Проверка задания.
Дети. Читают полученные слова.
8. Звуковой анализ.
Определение места звука С и З в словах по числовому ряду. 123456789
С – смелый, спасибо, страус, голос.
З- зрелый, замазал, звезды, заказал.
Логопед.
Ученики. Вывод: звуки С и З могут встречаться как в начале и в середине слов.
9. Физкультминутка.
Упражнения, улучшающие навыки письма.
1) «Слон». Написание слов в воздухе вытянутой рукой. Голова прижата к плечу и вся верхняя часть тела двигается как единое целое. Упражнение повторяется для левой и правой руки.
2) «Ленивые восьмерки». По три раза каждой рукой пишем фигуру, затем три раза обеими руками, соединенными вместе.
3) «Двойной рисунок». Двигаются обе руки одновременно, то навстречу друг другу, то вверх и вниз, то разводя их в стороны.
Результат: овладение письмом идет легче.
10. Развитие устной речи – классификация предметов.
Игра «Найди обобщающее слово». СЛАЙД 7
Логопед. Я сейчас прочитаю ряды слов, а вы подбирайте обобщающее слово к каждому ряду.
Свитер, блузка, комбинезон, сарафан
Секретарь, слесарь, воспитатель, пастух
Стрекоза, кузнечик, гусеница
Сокол, зяблик, страус, синица, снегирь
Логопед. С какого звука начинались эти слова?
Дети. Со звука С. Звук С- согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким.
Слово заяц начинается со звука З – согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким.
11. Для закрепления изученных звуков, давайте эти звуки вылепим из пластилина на картоне.
12. Итог работы.
Логопед. Какое задание понравилось больше всего?
Рефлексия: Дети выходя с занятия выбирают лепесток определенного цвета и составляют «цветок» настроения.
1. Вставь пропущенные буквы С-З.
Выделить С-1 черточкой, З- 2 черточками.
ПАРОВО…Ы РЮК…АК РА…ПИ…АНИЕ
НА…О…С ….ВЕ…ДЫ ….ТРАУ….
2. Составь из рассыпавшихся слогов слова.
Подчеркнуть букву «эс»- 1 черточкой, букву «зэ»- 2 черточками.
ЖУ,ПО,СА СЮР, ЗЫ, ПРИ ПА, РО, ЗЫ, ВО
Речевая артикуляция.
С-3
Карточка 6
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай слоги и слова:
Ас-ас-ас – квас
Ос-ос-ос – нос
Ыс-ыс-ыс – кумыс
Зда-здо-зду-зды
Зду-зды-зда-здо
3. Проговаривай чистоговорки:
Ас-ас-ас – у нас дома квас
Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – в саду много ос
4. Проговаривай слова:
Здание, завод, закат, зола, золото, зудеть, звон, звук, воздух, злой, узлы.
5. Проговаривай предложения стихотворения:
• Зайка не спит, Зою зовет.
Зайке коза спать не дает.
Возьмите козу, замкните козу,
И заинька мой заснет в тазу.
Зайка зевнет – и Зоя зевнет,
Зайка заснет – и Зоя заснет.
6. Игра «Назови ласково» :
Зонт - таз - воз –
Замок - язык - заяц –