ГАБОВА АННА НИКОЛАЕВНА
Игровые технологии как средство адаптации ребенка к новым условиям
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство адаптации к новым условиях.
Многие дети болезненно адаптируются в новых условиях, у них наблюдается чувство страха, неуверенности, беспокойства, неадекватного поведения. Все эти факторы необходимо учитывать, т. к. они самым негативным образом отражаются на здоровье ребенка.
Как помочь ребенку адаптироваться в новых социальных условиях, сохранив при этом свое физическое и психическое здоровье?
Как обеспечить комфортное существование в незнакомой среде? оградить от горечи одиночества, поверить в себя?
Чтобы понять детей, найти подход к ним, нужно посмотреть на окружающее вокруг глазами ребенка. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра. Она может изменить отношение ребенка к себе и другим, изменить психическое самочувствие, способы общения в коллективе, сформировать умение принимать решение в непредсказуемых жизненных ситуациях.
Поэтому именно игра является эффективным средством воздействия на детей. На адаптационные возможности игры указывал еще Л. С. Выготский. Он называл игру средством «взрывного уравновешения со средой в критических точках нашего поведения». Игра, является средством коммуникации для детей. Используя игровой элемент взрослый разговаривает с ребенком, выясняет некоторые факты из его жизни. Этот метод называется - метод эксплорации, т. е управляемый разговор. Но управлять им нужно незаметно. Например, вопросы вместо взрослого задает Петрушка. И ребенок с доверием рассказывает о своих проблемах.
Чтобы добиться результата в работе с детьми при адаптации к новым, непривычным условиям, можно, условно, разделить работу педагога на несколько этапов.
1 этап – это игры, направленные на знакомство с детьми, установление контакта, создание благоприятного климата в группе.
Назначение игр: познакомиться, снять возможные затруднения при общении, внутренние зажимы, скованность, построение доверительных отношений между детьми и воспитателем.
Например, игра «Назови имя». Дети катают мяч друг другу и называют свое имя. Далее они рассказывают, что знают о своем имени, почему их так назвали.
Чтобы установить доверительные отношения, контакт между детьми и воспитателем, можно использовать игры «Рычи лев! Стучи поезд!», «Колокол», «Кто первый». В игре «Рычи, лев! Стучи поезд!» детям предлагается представить, что они большие и сильные львы, которые грозно рычат. Того, кто рычит слабо, следует подбадривать. И мы все вместе грозно и страшно рычим. Получается дружно и весело. После дети становятся друг за другом, тот кто стоит первым «паровоз», остальные - «вагончики». Паровоз везет «вагончики» за собой, изображая стук колес и громко гудя. В роли «паровоза» должны побывать все дети по очереди.
Можно использовать игры-релаксации. Например, «Медвежата», «Снеговик», «Кошка на печке».
Игры-релаксации способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению детей. Цель таких игр - обучение детей элементарным навыкам снятия мышечного и психологического напряжения.
2 этап – это игры направленные на знакомство с эмоциями человека и особенностями внешних проявлений эмоциональных состояний, тренировка умения распознавать эмоциональные состояния другого человека и выражать свои с помощью мимики.
Назначение игр: «включенность в группу», сплоченность, снятие напряжения, тренировка внимания, развитие образного мышления, уверенности в себе, умения договариваться друг с другом, концентрация внимания, расширение представления о себе через определенные роли, отработка навыков совместной игры, развитие доверительных отношений.
В этот блок входят такие игры, как «Порви круг» (игра, направленная на развитие сплоченности группы. Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Один из детей должен порвать круг и проникнуть в него., «Слушаем тишину» (концентрация внимания, «Спина к спине», «Как правильно дружить», «Мозаика в парах» (игры направленная на развитие умения договариваться друг с другом). Чтобы снять напряжение и страх перед неизвестностью, неуверенности в себе играем в такие игры, как «Штанга», «Карабас-Барабас», «Не боимся мы медведя».
Большое внимание уделяется играм, направленным на умение выражать свои эмоции. Цель таких игр - обучение детей выражать эмоции без слов, при помощи жестов, мимики, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных способов проявления эмоций. Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр этого раздела является запрещение разговоров. Таким образом, исключается возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций.
В играх вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети трутся друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, и т. д. Игры этого блока - «Зеркало», «Угадайка», «Конкурс Незнаек», «Музыка и эмоции», «Ролевая гимнастика», «На кого я похож», «Разыгрывание ситуаций», «Воспроизведение чувств». Например, игра «Воспроизведение чувств» направлена на развитие умения улавливать связь между мимикой лица человека и его эмоциональным состоянием. Предлагается набор картинок, на которых изображено эмоциональное состояние человека. Дети описывают настроение по мимике людей и далее показывают эти настроения сами.
Или игра «Конкурс Незнаек», которая направлена на обучение детей выражать свои эмоции без слов. Каждый ребенок – Незнайка, задаются вопросы детям, а они только пожимают плечами и разводят руками. Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые плечи. После игры определяется лучший Незнайка.
Играя в такие игры дети освобождаются от страхов, негативной энергии, напряжения, скованности, раздражительности.
Эмоциональному развитию способствуют многие игры, давно известные и любимые всеми с детства: «Море волнуется», «Золотые ворота», «Мышеловка» и другие.
Для тренировки выразительной мимики, умения выражать эмоции при помощи пантомимы можно использовать игры-этюды. Цель: Обучение элементам техники выразительных движений, характерных для основных эмоций: внимания, интереса, удивления, удовольствия, радости, страдания и печали, отвращения и презрения, страха, вины и стыда. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Например, в этюдах: «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает», «Любопытный», «Раздумье».
Показывая этюды, дети учатся при помощи мимики показывать заданное состояние.
3 этап – игры направленные на объединение детей в совместных играх, формирование кооперативных навыков.
Назначение игр: развитие чувство общности, активизация эмоционального тонуса, формирования чувства близости с другими людьми, чувства собственной значимости.
В этом блоке можно использовать такие игры, как «Минута шалости», «Сборщики», «Быстрые ответы», «Я и другой человек рядом», «Кто за ним», «Долепи фигуру», «Скажи хорошие слова о друге», «Шторм». Эти игры помогают почувствовать детям, что они не одни, у них есть друзья, поддержка, помощь. Игры способствуют установлению контакта, вызывают интерес к сверстникам, пониманию индивидуальности каждого из них.
Детей объединяют не только игровые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. На данном этапе такое единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
Все дети любят волшебников и волшебство, с которыми они знакомятся при чтении книг и просмотре мультфильмов, поэтому на занятиях рекомендуется использовать сказки, игры-драматизации. В игре воспроизводятся сказки, рассказы, условные и реальные ситуации детей.
Ценность игры в сказки состоит в том, что уменьшается тревожность детей посредством изображения «страшных персонажей» в процессе игры.
Детям предлагается поиграть с этими «монстрами», «побывать» в их волшебном мире, понять, что не такие уж они страшные. Обязательным условием успешности игр подобного рода является поочередное исполнение всеми детьми главных ролей - «голова дракона» и «хвост». Такое распределение помогает каждому ребенка почувствовать свою значимость.
А чтобы снять страх перед каким либо страшным героем, можно предложить детям для начала нарисовать его, а затем поиграть в битву со сказочным существом. После окончания игры обсуждаем, что чувствует каждый ребенок в игре.
Интересными и увлекательными для детей являются игры с красками. Эти занятия направлены не только на высвобождение творческой, но и освобождение от негативной энергии. Художественных задач перед детьми не ставится. Эти занятия очень полезны детям, которые боятся испачкаться, и тем, которые любят пачкаться.
Можно предложить детям нарисовать свой страх, то, чего больше всего они боятся. Если рисунок сделан, значит ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилию, а наоборот, снимает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже реализовался, как нечто уже случившееся. Положительно на детей сказывается и то, что занятие проходит в общении со сверстниками, а это обеспечивает им поддержку с их стороны, и они чувствуют себя более уверенными, спокойными.
Играя с красками, дети на блюдечках смешивают различные краски, затем на больших листах бумаги пальцами, ладошками рисуют картины: «Мой мир», «Дерево», «Волшебные ладошки» и другие.
С интересом занимаются ребята и коллажированием. Коллажирование- эффективный метод работы с детьми, не вызывающий напряжения, которое может быть связано с отсутствием у ребенка художественных способностей. Коллаж – помогает определить психологическое состояние ребенка на данный момент времени, выявить его переживания.
Материалом для создания коллажа могут быть иллюстрации из журналов, фотографии, рисунки. Дети с интересом участвуют в таком занятии - с желанием вырезают картинки, которые нравятся или подходят им для определенной темы, наклеивают их. Далее обсуждается, почему именно эту иллюстрацию они выбрали. Работы получаются яркие и интересные.
Таким образом, проводимая педагогом работа, с использованием специально подобранных игр и упражнений, в дополнении с элементами игровой терапии, психогимнастики, арттерапии, способствовует улучшению эмоционального состояния детей, преодолению психологических проблем. У детей снимаются барьеры в общении, исчезает эмоциональное напряжение, скованность, агрессия, враждебность.
Ребята становятся более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, меньше капризничают, учатся менее эмоционально воспринимать неудачи, не бояться новых видов деятельности. Стараются дифференцировать эмоциональное состояние, как свое, так и окружающих, выражать эмоции при помощи мимики и жестов. Приобретают опыт коммуникативных взаимодействий, что обеспечивает формирование направленности на общение со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне и вне игровых ситуаций. Вследствие чего у них появляется больше доверия к окружающим.
Дети расширяют свой опыт познания окружающего мира с помощью игры. Кроме того, у дошкольников обогащается речь, они активно используют эмоциональную лексику, расширяется диапазон представлений о способах общения с людьми и возможностях разрешения конфликтных ситуаций, дети приобретают опыт положительного эмоционального, личностного взаимодействия. Заметно улучшается самочувствие, что помогает успешной адаптации ребенка.