Папки-передвижки

Игровые технологии как средство адаптации ребенка к новым условиям

ГАБОВА АННА НИКОЛАЕВНА
Игровые технологии как средство адаптации ребенка к новым условиям
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как средство адаптации к новым условиях.

Многие дети болезненно адаптируются в новых условиях, у них наблюдается чувство страха, неуверенности, беспокойства, неадекватного поведения. Все эти факторы необходимо учитывать, т. к. они самым негативным образом отражаются на здоровье ребенка.

Как помочь ребенку адаптироваться в новых социальных условиях, сохранив при этом свое физическое и психическое здоровье?

Как обеспечить комфортное существование в незнакомой среде? оградить от горечи одиночества, поверить в себя?

Чтобы понять детей, найти подход к ним, нужно посмотреть на окружающее вокруг глазами ребенка. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра. Она может изменить отношение ребенка к себе и другим, изменить психическое самочувствие, способы общения в коллективе, сформировать умение принимать решение в непредсказуемых жизненных ситуациях.

Поэтому именно игра является эффективным средством воздействия на детей. На адаптационные возможности игры указывал еще Л. С. Выготский. Он называл игру средством «взрывного уравновешения со средой в критических точках нашего поведения». Игра, является средством коммуникации для детей. Используя игровой элемент взрослый разговаривает с ребенком, выясняет некоторые факты из его жизни. Этот метод называется - метод эксплорации, т. е управляемый разговор. Но управлять им нужно незаметно. Например, вопросы вместо взрослого задает Петрушка. И ребенок с доверием рассказывает о своих проблемах.

Чтобы добиться результата в работе с детьми при адаптации к новым, непривычным условиям, можно, условно, разделить работу педагога на несколько этапов.

1 этап – это игры, направленные на знакомство с детьми, установление контакта, создание благоприятного климата в группе.

Назначение игр: познакомиться, снять возможные затруднения при общении, внутренние зажимы, скованность, построение доверительных отношений между детьми и воспитателем.

Например, игра «Назови имя». Дети катают мяч друг другу и называют свое имя. Далее они рассказывают, что знают о своем имени, почему их так назвали.

Чтобы установить доверительные отношения, контакт между детьми и воспитателем, можно использовать игры «Рычи лев! Стучи поезд!», «Колокол», «Кто первый». В игре «Рычи, лев! Стучи поезд!» детям предлагается представить, что они большие и сильные львы, которые грозно рычат. Того, кто рычит слабо, следует подбадривать. И мы все вместе грозно и страшно рычим. Получается дружно и весело. После дети становятся друг за другом, тот кто стоит первым «паровоз», остальные - «вагончики». Паровоз везет «вагончики» за собой, изображая стук колес и громко гудя. В роли «паровоза» должны побывать все дети по очереди.

Можно использовать игры-релаксации. Например, «Медвежата», «Снеговик», «Кошка на печке».

Игры-релаксации способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению детей. Цель таких игр - обучение детей элементарным навыкам снятия мышечного и психологического напряжения.

2 этап – это игры направленные на знакомство с эмоциями человека и особенностями внешних проявлений эмоциональных состояний, тренировка умения распознавать эмоциональные состояния другого человека и выражать свои с помощью мимики.

Назначение игр: «включенность в группу», сплоченность, снятие напряжения, тренировка внимания, развитие образного мышления, уверенности в себе, умения договариваться друг с другом, концентрация внимания, расширение представления о себе через определенные роли, отработка навыков совместной игры, развитие доверительных отношений.

В этот блок входят такие игры, как «Порви круг» (игра, направленная на развитие сплоченности группы. Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Один из детей должен порвать круг и проникнуть в него., «Слушаем тишину» (концентрация внимания, «Спина к спине», «Как правильно дружить», «Мозаика в парах» (игры направленная на развитие умения договариваться друг с другом). Чтобы снять напряжение и страх перед неизвестностью, неуверенности в себе играем в такие игры, как «Штанга», «Карабас-Барабас», «Не боимся мы медведя».

Большое внимание уделяется играм, направленным на умение выражать свои эмоции. Цель таких игр - обучение детей выражать эмоции без слов, при помощи жестов, мимики, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных способов проявления эмоций. Самым обычным для детей спо­собом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр этого раздела является запрещение разговоров. Таким образом, исключается возмож­ность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситу­аций.

В играх вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физиче­ском контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети трутся друг о друга носами, спра­шивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, и т. д. Игры этого блока - «Зеркало», «Угадайка», «Конкурс Незнаек», «Музыка и эмоции», «Ролевая гимнастика», «На кого я похож», «Разыгрывание ситуаций», «Воспроизведение чувств». Например, игра «Воспроизведение чувств» направлена на развитие умения улавливать связь между мимикой лица человека и его эмоциональным состоянием. Предлагается набор картинок, на которых изображено эмоциональное состояние человека. Дети описывают настроение по мимике людей и далее показывают эти настроения сами.

Или игра «Конкурс Незнаек», которая направлена на обучение детей выражать свои эмоции без слов. Каждый ребенок – Незнайка, задаются вопросы детям, а они только пожимают плечами и разводят руками. Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые плечи. После игры определяется лучший Незнайка.

Играя в такие игры дети освобождаются от страхов, негативной энергии, напряжения, скованности, раздражительности.

Эмоциональному развитию способствуют многие игры, давно известные и любимые всеми с детства: «Море волнуется», «Золотые ворота», «Мышеловка» и другие.

Для тренировки выразительной мимики, умения выражать эмоции при помощи пантомимы можно использовать игры-этюды. Цель: Обучение элементам техники выразительных дви­жений, характерных для основных эмоций: внимания, интереса, удивления, удовольствия, радости, страдания и печали, отвращения и презрения, страха, вины и стыда. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Например, в этюдах: «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает», «Любопытный», «Раздумье».

Показывая этюды, дети учатся при помощи мимики показывать заданное состояние.

3 этап – игры направленные на объединение детей в совместных играх, формирование кооперативных навыков.

Назначение игр: развитие чувство общности, активизация эмоционального тонуса, формирования чувства близости с другими людьми, чувства собственной значимости.

В этом блоке можно использовать такие игры, как «Минута шалости», «Сборщики», «Быстрые ответы», «Я и другой человек рядом», «Кто за ним», «Долепи фигуру», «Скажи хорошие слова о друге», «Шторм». Эти игры помогают почувствовать детям, что они не одни, у них есть друзья, поддержка, помощь. Игры способствуют установлению контакта, вызывают интерес к сверстникам, пониманию индивидуальности каждого из них.

Детей объединяют не только игровые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. На данном этапе такое единство переживаний создается специ­ально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

Все дети любят волшебников и волшебство, с которыми они знакомятся при чтении книг и просмотре мультфильмов, поэтому на занятиях рекомендуется использовать сказки, игры-драматизации. В игре воспроизводятся сказки, рассказы, условные и реальные ситуации детей.

Ценность игры в сказки состоит в том, что уменьшается тревожность детей посредством изображения «страшных персонажей» в процессе игры.

Детям предлагается поиграть с этими «монстрами», «побывать» в их волшебном мире, понять, что не такие уж они страшные. Обязательным условием успешности игр подобного рода является поочередное исполнение всеми детьми главных ролей - «голова дракона» и «хвост». Такое распределение помогает каждому ребенка почувствовать свою значимость.

А чтобы снять страх перед каким либо страшным героем, можно предложить детям для начала нарисовать его, а затем поиграть в битву со сказочным существом. После окончания игры обсуждаем, что чувствует каждый ребенок в игре.

Интересными и увлекательными для детей являются игры с красками. Эти занятия направлены не только на высвобождение творческой, но и освобождение от негативной энергии. Художественных задач перед детьми не ставится. Эти занятия очень полезны детям, которые боятся испачкаться, и тем, которые любят пачкаться.

Можно предложить детям нарисовать свой страх, то, чего больше всего они боятся. Если рисунок сделан, значит ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилию, а наоборот, снимает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже реализовался, как нечто уже случившееся. Положительно на детей сказывается и то, что занятие проходит в общении со сверстниками, а это обеспечивает им поддержку с их стороны, и они чувствуют себя более уверенными, спокойными.

Играя с красками, дети на блюдечках смешивают различные краски, затем на больших листах бумаги пальцами, ладошками рисуют картины: «Мой мир», «Дерево», «Волшебные ладошки» и другие.

С интересом занимаются ребята и коллажированием. Коллажирование- эффективный метод работы с детьми, не вызывающий напряжения, которое может быть связано с отсутствием у ребенка художественных способностей. Коллаж – помогает определить психологическое состояние ребенка на данный момент времени, выявить его переживания.

Материалом для создания коллажа могут быть иллюстрации из журналов, фотографии, рисунки. Дети с интересом участвуют в таком занятии - с желанием вырезают картинки, которые нравятся или подходят им для определенной темы, наклеивают их. Далее обсуждается, почему именно эту иллюстрацию они выбрали. Работы получаются яркие и интересные.

Таким образом, проводимая педагогом работа, с использованием специально подобранных игр и упражнений, в дополнении с элементами игровой терапии, психогимнастики, арттерапии, способствовует улучшению эмоционального состояния детей, преодолению психологических проблем. У детей снимаются барьеры в общении, исчезает эмоциональное напряжение, скованность, агрессия, враждебность.

Ребята становятся более самостоя­тельными, смелыми, активными, жизнерадостными, меньше кап­ризничают, учатся менее эмоционально вос­принимать неудачи, не бояться новых видов деятельности. Стараются дифференцировать эмоциональное состояние, как свое, так и окружающих, выражать эмоции при помощи мимики и жестов. Приобретают опыт коммуникативных взаимо­действий, что обеспечивает формирование направленности на общение со взрослы­ми и сверстниками на более высоком уровне и вне игровых ситуаций. Вслед­ствие чего у них появляется больше доверия к окружающим.

Дети расширяют свой опыт познания окружающего мира с помощью игры. Кроме того, у дошкольников обогащается речь, они активно используют эмоциональную лексику, расширяется диапазон представлений о способах общения с людьми и возможностях разрешения кон­фликтных ситуаций, дети приобретают опыт положительного эмоционального, личностного взаимодействия. Заметно улучшается самочувствие, что помогает успешной адаптации ребенка.

Публикации по теме:

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство адаптации ребенка к новым условиям
Опубликовано: 6 марта 2025 в 11:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к новым условиям» (включая файлы) размещена пользователем ГАБОВА АННА НИКОЛАЕВНА (УИ 190292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД