Бапанина Эльвина
Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в детском саду
на тему «Русская народная игрушка»
для старших детей (4-5 лет)
Воспитатель: Э. В. Бапанина
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Програмные задачи:
Публикация «Конспект занятия в детском саду на тему „Русская народная игрушка кукла-хороводница“ для старших детей» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• учить делать из ткани русскую народную куклу;
• продолжать знакомить с историей русского народа;
• привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать эстетический вкус;
• формирование коммуникативных отношений;
• формировать любовь к Родине, к традициям русского народа;
Материал: кусочки ткани разных размеров и разного цвета, белая ткань 20 х20 см., кусочки шерстяных ниток, синтепон, кусочки тесьмы.
Демонстрационный материал: несколько видов кукол, сделанных из ткани, разнообразные детские игрушки.
Предварительная работа: Дети расспрашивают родителей, бабушек и дедушек, какими игрушками они играли в детстве. По возможности принести их в группу, рассказать, как ими играли родители.
Разучивание русской народной игры «Гори гори ясно». Разучивание колыбельной песни.
Пояснительная записка.
Проблема воспитания любви к Родине, воспитания патриотизма и духовности актуальна в наше время. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого детства. Но подобно другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Рассказывая детям о традициях и обычаях русского народа, я увидела их неподдельный интерес. Дети с удовольствием играют в русские народные игры, слушают и рассказывают русские народные сказки, принимают участие в инсценировании народных праздников и традиций. Я решила пополнить их знания и рассказать о русской кукле, изготовленной своими руками, дать возможность самим сделать такую куклу и окунуться в историю русского народа.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Воспитатель в русском национальном костюме входит в группу. Дети обращают внимание и интересуются, почему я так одета.
2. Сообщение темы и целей.
- На мне русский национальный костюм : сарафан и рубашка, на плечах платок. Так одевались люди много – много лет тому назад. Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.
3. Рассказы об игрушках.
Но сначала давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были расспросить ваших родных, какими игрушками они играли, когда были детьми. (Дети по желанию рассказывают об игрушках своих родителей, бабушек и дедушек, показывают их, если такие есть.)
4. Рассказ воспитателя о куклах.
А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а я расскажу вам об этих куклах.
С давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа. Вот кукла Зерновушка. Это кукла – мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай. (Воспитатель дают потрогать эту куклу). Это кукла Кубышка. Она приносит в дом богатство. Посмотрите, какая она пышная. Это кукла Травница. Это тоже кукла – мешочек. В него клали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав. (Дети знакомятся поближе с этой куклой). Кукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался. Это куклы Лихоманки. Посмотрите, какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери. Когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях. Есть куклы Кувадки. Их вешали над кроваткой младенца. Пеленашка – кукла - младенец. Куклы Неразлучники. Эти куклы дарили жениху и невесте, чтобы они жили долго и счастливо.
Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.
5. Физкультминутка.
Дети играют в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
6. Изготовление куклы.
Сейчас мы с вами сделаем куклу Утешницу.
Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, синтепон, нитки.
(Описание работы - смотри приложение)
Потрудились мы не зря.
Вышла кукла хоть куда.
Будет кукла помогать
Маме деточку качать.
Будет кукла утешать,
Будут детки крепко спать.
7. Обигрывание: укачивание младенца в кроватке.
(Раздаётся плач младенца.)
-Кто - то плачет. Это в кроватке проснулась кукла Маша. (Дети подходят к кроватке.) Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку и споём Маше колыбельную песенку. (Один ребёнок качает кроватку. Дети поют колыбельную песню)
Киса, кисанька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, котя, не кроши,
Котя, больше не проси.
7. Итог образовательной деятельности.
Что нового мы сегодня узнали?
Какую куклу мы делали сегодня?
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.
8. Выставка работ.
Литература:
1. Князева О. М., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. Издательство «Детство – Пресс» Санкт – Петербург, 2006.
2. Интернет ресурс: www.letopisi.ru