Алена Ефименко
Консультация на тему «Народная кукла в игре современных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная кукла в игре современных детей»
Во что играют современные дети? На этот вопрос порой по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, родители и торговая сеть. Реальное его решение в конечном итоге определяется теми, кто предлагает игрушки, кто делает их доступными для потребителей и при этом не всегда ориентируется на рекомендации детских психологов и педагогов. А ведь именно они по роду своей деятельности заняты проблемой соответствия той или иной игрушки возрастным требованиям ребенка, его физическому, умственному, эмоциональному и духовному развитию. Важным педагогическим инструментом этнопедагогики - (наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов) была рукотворная, или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы.
Публикация «Консультация на тему „Народная кукла в игре современных детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит её словами и чувствами, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации. Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребёнку давали такую, как «Пеленашка»
Ребенок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Её можно было нянчить и воспитывать. Когда игровая деятельность ребенка в силу его физического развития связана с движением, моторной деятельностью, ему нужны устойчивые, прочные игрушки. Поэтому ребенку давали деревянных кукол-болванчиков.
Эти куклы просты в изготовлении и устойчивы, их можно двигать, ронять, при этом они не бьются. Делали их в виде круглого, хорошо обтёсанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки. С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу – «Стригушку»
Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косы. Она устойчива, легка, подвижна и подавалась воле играющего. Ребенку давали играть в куклы, сделанные из тряпок. «Простоватые», на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовалось каких – либо сложных приемов и инструментов. При изготовлении кукол ткань никогда не резали ножницами, её рвали.
Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и причинить вред играющему. Отсутствие же лица и недоступная для вселения в неё злых сил.
Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины. В летнее время кукол делали из растительных материалов – плодов растений, лепестков цветков и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал и использовать его. Кукол делали взрослые, но дети помогали им. Через изготовления куклы девочку приобщали к труду. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей.
Для маленьких девочек из богатых семей, задача стать хорошей матерью не стояла. Их воспитание доверялось няням и гувернанткам. Она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. Это была главная задача воспитания. Её учили не сохранять семью, а обзаводиться семьёй. Она была обязана уметь хорошо одеваться, хорошо выглядеть, обладать сдержанными манерами, быть галантной. Она куклу не нянчила. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе. Кукла наряжалась, ходила на балы, в гости, у неё были хорошие манеры. Кукла была госпожой.
Важно отметить, что сама кукла, её образ меняется в зависимости от целей воспитания ребенка. Это положение о связи целей воспитания и образа игрушки подтверждает их будущие личностные характеристики. Образ игрушки зависит не только от целей воспитания, но и от культурного и экономического уровня развития общества. Поэтому мир игрушек динамичен. Они меняются во времени. В игре ребёнок подражает взрослым, ему важен окружающий его мир. Играя, он воспроизводит реалии современности. Сегодняшний же день диктует совсем иные тенденции, которые не несет в себе народная игрушка. Но играет ли современный ребенок с народной, рукотворной куклой, какое место она занимает в его жизни?
Анализ рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно увидеть народные игрушки. Нельзя сказать, что спрос отсутствует. Он есть, но его удовлетворяют художественные магазины, продающие сувениры, но только не детские магазины. И в руках современного ребенка увидеть народную игрушку сложно. Но интересна ли народная игрушка, в частности кукла и матрёшка, для современного дошкольника? Какая кукла – современная или народная – вызывает у него наибольшее любопытство и способствует возникновению игры? Как он использует народную куклу в своей игровой деятельности и возникает ли у него самостоятельная свободная игра с народными, рукотворными куклами и матрёшками? Кто и как развивает интерес к этим куклам?
Для ответа на эти вопросы был проведён эксперимент с детьми разных возрастных групп. Им были представлены заранее изготовленные из ткани три куклы – «Пеленашка», «Бессонница» и «Кувадка».
Был подготовлен рассказ об истории каждой куклы и правилах игры с ней на доступном для детей уровне. Разработан сценарий практического занятия «Народная кукла в игровой деятельности современного ребёнка». В эксперименте участвовали дети с развитой игровой деятельностью, знакомые друг с другом. Исследования проводилось методом наблюдения за ходом игры. Для оценки игровой деятельности использовались следующие параметры:
Эмоциональная включенность ребенка (интерес к игре)
Сосредоточенность во время игры (как долго играет без утраты интереса)
Варианты действий (создает ли ребёнок свои собственные сюжеты или играет в соответствии с разъяснениями взрослого)
Понимает ли смысл игры
Необходимо ли вмешательство взрослого в процесс игры
Отношение к кукле (воспринимает ли куклу как живого ребёнка)
Качество игровых цепочек (длительность, разнообразие, последовательность)
Ролевое поведение (сохранение себя в рамках принятой роли, фрагментарность ролевого поведения, наличие отвлечений, и возможность вновь включаться в роль)
Речевое сопровождение игры (содержание высказываний, уровень речевой активности).
Наблюдение за игрой с народной куклой детей 2.5-3 лет.
В игре участвовали мальчики и девочки, умеющие играть вместе. С куклой могли заниматься долго. В играх с ней доминировали предметные действия: одевания, кормление, укладывание спать и т. д. Периодически у них возникало отношение к кукле как к ребёнку. Речевая деятельность детей в данной группе была ещё слабо выражена, поэтому разработанная методика наблюдения за их игровой деятельностью использовалась не в полной мере.
Куклы детям были показаны не сразу. Сначала ребят попытались заинтересовать тем, что они должны увидеть что-то необыкновенное. Малыши с интересом ожидали, спрашивали, что им покажут.
По реакции детей можно было судить, что таких кукол и им подобных они не видели. Психолог рассказала историю кукол и как играть с ними. Дошкольники с интересом слушали, брали кукол в руки и передавали их друг другу. Затем им было предложено поиграть с ними.
Один мальчик стал носить выбранную им куклу на руках. Другой распеленал «Пеленашку», а снятые с неё тряпочки и веревочки принёс воспитателю. Третий ребёнок, глядя, что другие стали играть, тоже взял куклу и начал с ней ходить. Одной девочке было любопытно, что у куклы внутри. Она пыталась снять с неё все ткани, раскрутить и развязать нити. Поэтому всё, что у куклы можно было развязать и снять, было снято. Другая девочка не очень интересовалась куклами и наблюдала за поведением детей как бы со стороны, сама не предпринимая никаких активных действий.
После окончания этих манипуляций интерес детей к куклам начал быстро угасать.
Видя, что игры не получается, психолог направляла хаотичные действия детей, предлагать кукол в коляске, покормить, покачать, уложить спать и т. д. Ещё какое-то время, действуя по этим инструкциям, воспитанники, передавая кукол друг другу, немного поиграли. Мальчики стали катать кукол в колясках, причем какую взять куклу из предложенных, им было всё равно, а какую коляску – нет.
Девочки также недолго играли с новыми куклами. Они отнесли кукол на кухню и накормили их. После оставили кукол на кухне и побежали играть в кубики и стоить для машин преграды.
В результате этих наблюдений был сделан вывод, что данная категория кукол у воспитанников от 2.5 до 3 лет практически не вызывает интереса, они не знают, что с ними делать и как играть. У этих кукол не прорисовано лицо, и дети не способны сами вообразить их эмоции и чувства. Им интересно то, что понятно. Одежда у кукол снимается, значит, её можно снять. Они выполняют простые, понятные, известные действия с куклами, которые им знакомы их других игр. Но с этими куклами это не так интересно, так как они не стоят, не сидят, практически не имеют тела (рук, ног) и неудобны для манипуляций.
Наблюдение за игрой с народной куклой детей от 3 до 4 лет.
Представление кукол детям возрастной группы от 3 до 4 лет было проведено по тому же сценарию. Куклы были им показаны не сразу, а когда психолог представила кукол, реакция детей на них была аналогичной реакции. Когда психолог разрешила взять кукол в руки, посмотреть и выбрать, кому какая нравится.
Девочка, которая выбрала «Пеленашку», долго и терпеливо развязывала шнуровки на ней, превратив её в груду ткани. После чего сказала: «Всё, нет куклы». И начала играть с другими игрушками. Мальчик, который больше всех проявил интерес к куклам, слушая их историю, взял сразу двух кукол и другим уже их не давал. Он хаотично водил их двумя руками и «рычал», как бы пугал. Чтобы прервать этот процесс, психолог предложила ему пойти в детский уголок поиграть с ними в дочки-матери, покормить, покатать в коляске. Мальчик положил их в коляску и быстро повёз коляску. Затем психолог опять переключила его на кукол, сказав, что они уже выспались. Мальчик вынул их, опять «порычал» ими на девочек, принё с их воспитателю и сказа: «Всё, я больше не хочу играть». И пошел играть в машинки.
Девочки, которым куклы не достались, так как их было три и их уже разобрали, не особенно переживали из-за этого и играли с другими игрушками. Когда куклы освободились, девочкам предложили поиграть с ними. Одна девочка взяла их и понесла покормить на кухню. Она скормила все продукты этим куклам и бросила их. Психолог напомнила ей про кукол. Она взяла их, немного покрутила в руках и вернула их, сказав при этом: «На, забери». Другой девочке психолог предложил поиграть с освободившейся куклы, она выбрала одну из тряпичных кукол. Но даже эта кукла не вызвала у неё желание поиграть с ней. Она не знала, что с ней делать. Психолог подсказала, во что можно поиграть с этой куклой. Девочка пошла в сторону игровых уголков, но по дороге увидела своего зайца в руках другой девочки, бросила тряпичную куклу на пол, отобрала зайца и начала катать его в коляске.
Проведенный эксперимент в этой возрастной группе показал, что народная кукла т. е. тряпичная не привлекает внимания детей, хотя с обычной фабричной куклой они могут играть долго, и их игра связана с предметными действиями с ней. Но всё, что характерно для игры с фабричными куклами, не проявилось в отношении детей к народным куклам.
Наблюдение за игрой с народной куклой детей от 4 до 5 лет.
В наблюдениях за игровой деятельностью детей в возрасте от 4 до 5 лет исследовалось только поведение девочек. Мальчики не проявили интереса к куклам и в эксперименте не принимали участия.
Анализировалась групповая (по два-три ребёнка) и индивидуальная игра девочек. В качестве игрового материала детям были предложены, помимо названных народных, рукотворных кукол, матрёшки, фабричные куклы (в. т. ч и Барби, а также соответствующие игровые атрибуты (мебель, посуда, кусочки ткани). В ходе проведения эксперимента необходимо было определить, влияет ли семейный уклад и воспитание детей на интерес к народной кукле и на способы действия с ней и как зависит игровой интерес и развитие игрового сюжета от современности игрушки.
На первом этапе детям были предложены неродные куклы и матрёшки. Они вызвали у детей живой интерес, кукол брали в руки, внимательно рассматривали.
Матрёшек разбирали, расставляли в ряд. Других действий не происходило, игра не возникала, и постепенно интерес к этим куклам ослабел. Сложилось впечатление, что дети просто не знают, что можно делать с этими куклами, и воспринимают их как предметы интерьера. Они разворачивали игру либо с посудой, либо выстраивали спонтанные сюжеты и игровые действия без использования кукол. При включении в игру взрослого, показывающего, что с ними делать, игра постепенно зарождалась, и в последующие дни дети могли начать игру, но делали это очень охотно. Активнее игра происходила при непосредственном участии взрослого. Игра с матрёшками так и не возникла.
Эта часть эксперимента позволила охарактеризовать игровую деятельность детей по выдвинутым параметрам и констатировать, что желание играть у детей самостоятельно на появлялось, бал просто интерес у куклам как к предметам. Детям проще было развернуть свой сюжет без них. Игра без утраты интереса продолжалась 5-10 мин, далее интерес ослабел, и игра постепенно трансформировалась в игру друг с другом в «дочки-матери» или просто дети начинали играть в «догонялки». Собственные сюжеты у детей не возникали. Игра проходила в соответствии с разъяснениями взрослого. Были только небольшие отступления. В основном выбирался сюжет «дочки-матери», где кукол убаюкивали, рассказывали сказки и ругали за непослушание. Предложения устроить кукольный праздник или поход в гости не вызывали интереса у дошкольников. Сюжет детям был хорошо знаком, в силу этого они в своей игре с куклами действовали осознано. Поэтому смысл игры был оценен 6 баллов из 10. Куклы были без лиц, и это вызывало у воспитанников некоторые трудности с налаживанием и удержанием образа. Куклы эмоциями практически не наделялись.
Вмешательство взрослого было единственным фактором, из-за которого игра могла возникнуть и продолжаться. Куклу воспринимали первоначально больше как предмет, но, увлекаясь процессом укладывания её спать, начинали обращаться к ней как к ребёнку – чаще тогда, когда кукла была укутана в одеяло.
Игровые цепочки были непродолжительными, неразнообразными, но последовательными и логически завершенными.
В игре «дочки-матери» ребёнок принимал роль легко, но его поведение чаще было фрагментарным, так как разыгрывался в основном один фрагмент игры, сюжет не разворачивался. Отвлечение происходило легко, без возврата к роли и игровому действию. Если игра с данными куклами плавно превращалась в игру с партнёрами, то принятая роль удерживалась достаточно долго, сюжет разворачивался и при отвлечении, чаще всего дети могли продолжить игру.
Во время игры речевое сопровождение было достаточно однообразным: «Сейчас расскажу сказку (спою песенку, и кукла (иногда – дочка) будет спать. Если взрослый вводит момент непослушания со стороны куклы, то варианты устрашения были предложены современные «Ну и не будем с ней играть».
На втором этапе детям для игры были предложены современные фабричные куклы.
Замена тряпичных кукол современными, более привычными и понятными, была встречена детьми очень радостно. Они активно стали разбирать кукол, даже возникали споры, кто с какой куклой будет играть. Максимальный интерес 4-летние дети проявили к мягким куклам, а 5-летние – к Барби.
Наблюдения за поведением детей показало, что:
Интерес к игре достаточно высокий, дети эмоционально обсуждают, договариваются и играют;
Игра без утраты интереса продолжалась 25 мин и больше до конца занятия;
Собственные сюжеты выстраивались без помощи взрослого уже на начальном этапе.
При возникновении заминки взрослый мог задать направление игре, подсказать, а дети сами выбрали, что они будут сегодня делать. Как и в предыдущем случае, в основном выбирался сюжет «дочки-матери», но постепенно он разворачивался: куклы ходили в гости, больницу, ездили к бабушке на дачу, ездили в цирк, к клоунам. Дети играли с куклами в невест (причём невестами были все – и куклы и девочки).
Игровая деятельность дошкольников с этими куклами была на высоком уровне. Смысл игры, осознанности действий детей были оценены 10 баллами (наивысший балл).
Вмешательство взрослого было необходимо только при возникновении споров, если дети не могли договориться о совместных действиях или если в игре возникала некоторая заминка в продолжении сюжета. Кукла воспринималась как живой ребёнок. Обращение к ней было как к дочке или девочке. Кукла наделялась эмоциями, она могла быть капризной. Игровые цепочки были продолжительны, разнообразны и последовательны.
Принятие роли и удержание себя в её рамках не вызывало у детей затруднений. Отвлечения, если возникали, то были незначительны, и дети легко возвращались к игре.
Иногда в ходе игры у некоторых девочек появлялось желание поменять роль («я больше не хочу быть мамой, я теперь буду клоуном»).
При игре с фабричными куклами речевое сопровождение было развёрнутым и соответствовало сюжету игры. Если взрослый вводил момент непослушания со стороны куклы, то варианты устрашения были более разнообразны, чем на первом этапе эксперимента: «не купим ей игрушки», «придёт вампир и выпьет всю кровь», «придётся шлёпать», «уйду, поревёт, сама уснёт». Система устрашений, сформирована родителями, как видно, достаточно укоренилась в сознании детей и проявилась в их игре.
На третьем этапе эксперимента дошкольникам были предложены для игры одновременно все куклы : народные, матрешки и современные фабричные куклы. В первую очередь девочки выбирали современных кукол и играли в них достаточно долго, без перерыва и замены. Матрёшки в игре использовались не как куклы, а как предметы интерьера или игрушки-погремушки для кукол-дочек. На этом этапе некоторым куклам были предварительно нарисованы лица. Девочки выбирали только с лицом и играли с ними, остальные так и остались невостребованными.
Проведённый нами эксперимент показал, что ребёнок выбирает в свободной игре современную, а не народную куклу. Она больше похожа на сегодняшнего ребёнка или взрослого, ближе к той жизненной информации, которая у ребёнка есть и поэтому более понятна и привычна. Способы её использования и сюжеты к ней подобрать проще, чем к традиционной. Ребёнок живёт в реальном мире и в своей игре воссоздаёт социальные отношения, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Ему важна реальность происходящего действия. Поэтому понятен и объясним интерес и любовь девочек, начиная с пятилетнего возраста, а Барби, так как эта кукла – продукт нашего времени, реализующая в себе образ взрослой женщины, на которую играющая девочка хотела бы походить.
А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета, в котором не важно выражение лица и функциональность куклы. Современные дети не умеют играть в сказку, они воспроизводят реальную действительность. Поэтому кукла для них должна быть реальной. Если у куклы нет лица, то это неправильно, так не бывает, кукла не может не видеть, не кушать, не говорить, иначе она не понятна ребёнку и поэтому не интересна.
Трудно требовать от детей того, что не сформировано укладом современной жизни. Они не знают, что такое народная, рукотворная кукла, и в большинстве своём не видели её. Вряд ли современная мама или бабушка сядет вечером с дочерью мастерить куклу, она просто её купит. А перед сном не будет рассказывать волшебную сказку, она просто её прочитает. Но интерес к традиционной игрушке у современного ребёнка, безусловно, есть, и это показал наш эксперимент. При этом такой интерес носит познавательный характер.
С народной куклой ребёнок может познакомиться, узнать, как её делали, что в них играли в детстве бабушки. Но, удовлетворив свой познавательный интерес, дети не испытывают желание поиграть самостоятельно. Не появляется у детей и стремления поиграть с матрёшкой. Интерес к ней, как к народной кукле, так же носит познавательный характер. Её можно разобрать, выстроить всех матрёшек, рассмотреть расписной наряд, но не играть.
Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и меть народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой, а подготовительно-ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу, повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. При этом кукла обязательно должна быть «правильной», т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером. Конечно, народная кукла не может и не должна заменить ребёнку фабричную, но игра с ней и участие ребёнка в её создании позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить в игровой деятельности делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о её истории.
Методика проведения игровой деятельности с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла, почему её так называют и когда в неё играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами, но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.