Филенко Ольга
Проект «Матрешка — русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Матрешка-русская народная игрушка»
Вид проекта : краткосрочный, творческий, познавательный.
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни.
Публикация «Проект „Матрешка — русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.
На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры.
Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость.
Цель проекта :
• Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.
Задачи проекта :
- Коррекционно-развивающие:
.
• Формировать представления детей о русской народной игрушке;
• Развивать воображение, художественный вкус и творческое мышление на примере матрешки;
• Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, воображение;
- Коррекционно-обучающие:
• Обогащать словарь детей новыми словами;
• Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью
использования их в разных видах детской деятельности;
• Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
- Коррекционно-воспитательные:
• Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к народной игрушке; воспитывать бережное отношение и заботу о ней;
• Воспитывать любовь к традициям русской народной культуры;
• Провести выставку поделок, рисунков;
• Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми;
• Привлечь родителей к участию в проекте через пополнение тематического уголка, чтение и разучивание стихотворений о матрешках, выполнении домашнего задания - изготовление поделки «Моя Матрешка»
Предполагаемый результат проекта :
• Дети знают, что такое русская народная игрушка;
• Знания детей об особенностях костюма матрешки (выделяют детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук);
• У детей наблюдается активизация словаря по теме «Матрешка-народная игрушка».
1 этап: Организационный
• Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;
• Пополнение книжного уголка книжками по теме проекта;
• Подбор литературы по теме проекта : стихотворения, песенки;
• Подбор игр, мультфильмов и иллюстраций по данной теме;
• Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;
• Разработка занятий, определение тематики бесед.
2 этап: Основной
Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.
1. Речевое развитие: Чтение и проведение бесед по сказкам «Сказка на ночь про матрешек», «В некотором царстве, деревянном государстве…», чтение и разучивание стихотворений, загадок о матрешках;
2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме проекта, рассматривание элементов росписи на фартуках и платочках;
3. Просмотр мультфильмов: «Жили-были матрешки…», музыкальный мультфильм «Матрешки»;
4. Познавательное развитие: проведение бесед: «В гости к нам пришла матрешка», «История создания народной игрушки-матрешки»;
5. Художественно-эстетическое развитие: Аппликация из пластилина «Матрешечка», аппликация из бумаги «Нарядный сарафан для Матрешки», рисование акварелью «Роспись матрешки», раскрашивание иллюстраций по теме проекта, конструирование из строительного материала «Домик для Матрешки»;
6. Физическое развитие: Физкультминутки, подвижные игры «Мы-матрешки…», «Матрешкина Карусель», «Матрешка в гостях у ребят»;
7. Социально-коммуникативное развитие: кукольный театр «Курочка Ряба»; дидактические игры: «Разложи матрешек по порядку (по росту)», «Найди пару», «Доскажи словечко», «Наряди матрешку», «Соедини по точкам», «Сложи матрешку», «Найди свою половинку»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;
8. Работа с родителями: участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды и книжного уголка, изготовление буклета для родителей «Матрешка- детская развивающая игрушка», помощь родителей ребятам в изготовлении поделки «Моя Матрешка».
3. Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;
2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».
Вывод:
В ходе реализации проекта «Матрешка- русская народная игрушка» были созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными игрушками. Была организована выставка совместного творчества детей и родителей. Дети и родители приняли активное участие в проекте : читали детям стихи о Матрешках, разучивали песенки, участвовали в изготовлении поделки «Моя Матрешка».