Любовь Царькова
Конспект открытого занятия «Народная игрушка. Тряпичная кукла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением тряпичной куклы. Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Привить уважение к традициям семьи. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. Создать условия для ознакомления с историей и видами народных кукол. Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками. Создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
Публикация «Конспект открытого занятия „Народная игрушка, Тряпичная кукла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Лоскуты ткани разных ярких расцветок и размеров (на каждого, синтепон (на каждого, нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого. Музыкальный центр и аудиозапись песни «Как на тоненький ледок. Телевизор и флешка со слайдами «Куклы на Руси».
Ход занятия:
Организационный момент. Мотивационный настрой.
Приветствие гостей
Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем!
Счастья и мира вам всем!
Милости просим в нашу горницу!
А мы вам столько интересного и нового расскажем!
А если понравится, то и делать научим!
Тренинг «Подари улыбку!»
Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.
Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Дети садятся за столы.
Постановка проблемной ситуации
Сюрпризный момент
Сегодня я пришла к вам не одна. Со мной кукла Хозяйка. И у нас для вас задания.
Ребята, сегодня мы с вами оформим выставку народного творчества и научимся сами и научим гостей делать народную тряпичную куклу.
Познавательная деятельность.
Рассказ с элементами беседы
В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.
- А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку:
Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)
Правильно, это кукла.
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.
Презентация «Куклы на Руси».
1. Кукла-пеленашка. В древние времена кукла пеленашка выполняла несколько важных ролей, но главная ее сила заключалась в защите малыша от злых духов и болезней. Такой оберег делался за месяц до предполагаемой даты рождения ребенка и сопровождал его до года.
2. Соломенная кукла. Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».
3. Куклы из ниток. Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.
4. Кукла Крупеничка. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды куклу наполняли зерном из нового урожая. Иногда куклу наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.
5. Тряпичная кукла. Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.
Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки ткани, из которых делали одежду кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
- Ребята, почему у кукол нет лица? (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.)
Народная игра «У Маланьи»
Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.
А ещё на Руси любили играть.
- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей: «Жмурки,Горелки,Перетяни канат, Каравай, Прятки, Ручеёк и др.»)
Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?
Приглашаю вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Творческая практическая деятельность
Рассказ - объяснение
Отдохнули? Повеселились?
А теперь от скуки берём дело в руки!
Практическая часть «Изготовление тряпичной куклы»
Показ этапов работы.
Поэтапное изготовление куклы вместе с детьми.
Хоровод с куколками
В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
- А вы умеете водить хоровод?
Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.
Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок»
V. Рефлексия
- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
- Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?
- Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок сделали наши гости!
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Вы научились сами и научили наших гостей. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку.
Спасибо за работу вашу, за старание.