Горинова Татьяна Владимировна
Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Тема: «Русская народная игрушка. Кукла».
Задачи художественно – творческого и познавательного развития:
Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.
Публикация «Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре „Русская народная игрушка, Кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки. Научить
мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.
Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Материал, инструменты, оборудование:
Различные виды тряпичных и нитяных кукол, прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма,
узкие ленточки, аудиодиск «Кто без призора в колыбели, тот весь век
не при деле» (серия «Народные традиции воспитания детей», авторы
Н. Еремина, Л. Иванищенко, Е. Якубовская).
Ход занятия:
Воспитатель:
«Самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с ней общается. Известно множество технологий изготовления куклы (от древних до новейших). Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла.
В древние времена тряпичные куклы делали как обереги, ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, помочь вырастить богатый урожай, привлечь в дом счастье, богатство, лад.
В процессе изготовления лоскутных куколок не использовали ни ножниц, ни иголок. Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. Ткани использовали только натуральные – лен, хлопок. Детали кукол и их костюма не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.
В большинстве случаев кукол оставляли безликими, т. е. без глаз, носа и рта. Это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно старинному поверью, безликая кукла никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово – обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому еще одна старинная примета : дело, сделанное или продолженное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано или хотя бы начато в первый.
Мы хотим показать вам разные обрядовые, обереговые и игровые тряпичные куклы».
Воспитатели показывает изготовленные куклы и коротко рассказывает о каждой.
Воспитатель: «Игровые куклы вы все видели и играли с ними. С помощью этих кукол мы с вами показывали сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мороз Иванович».
Сегодня мы с вами попробуем изготовить лоскутную обереговую куклу, которая называется Пеленашка.
Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пеленочку – пеленали. Отсюда и название – «Пеленашка».
- Как вы думаете, для чего ребенка пеленали? (Ответы детей).
А еще считалось, что беспомощного пеленашку из-за пеленок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку. Навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и тряпичную куклу, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли Пеленашкой».
Педагоги вместе с детьми и родителями изготавливают по показу куколку (по желанию раздается схема).
После изготовления предлагаем покачать, убаюкать Пеленашку под аудиозапись колыбельной песни (можно спеть самим).