Жигалова Лариса
Коррекционно-развивающая программа группы «Особый ребенок» для детей с тотальным недоразвитием ВПФ и нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающая программа
группы «Особый ребенок»
для детей с тотальным недоразвитием ВПФ и нарушением речи тяжелой степени
Содержание
Пояснительная записка….3
Описание образовательного процесса ….
Методическое обеспечение….
Приложение …. 10
Литература …15
Пояснительная записка
Актуальность:
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа
детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми
Публикация «Коррекционно-развивающая программа группы „Особый ребенок“ для детей с тотальным недоразвитием ВПФ и нарушением речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся
образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений
развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации.
К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
В нашей стране в течении долгих лет дети с синдромом Дауна признавались
необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию – в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость
создания разнообразных методик по обучению детей – инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений то для детей с синдромом Дауна это случалось бесполезным.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают.
Эти дети имеют нарушения в развитии : отставание в моторном развитии – в
развитии мелкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением;
проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более
короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов).
Для детей, имеющих диагноз синдром Дауна, существует необходимость в особом индивидуально– ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения и развития.
Педагогическая целесообразность программы заключается в :
- раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
- определении содержания и методов обучения и воспитания;
- своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;
- реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;
- комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Цель программы :
Формирование у детей с тяжелыми нарушения психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Задачи:
. Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
.Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников.
.Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников.
.Воспитание эмоциональной отзывчивости, любознательности, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с данной программой, педагог-психолог решает следующие задачи:
Диагностические
1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Коррекционные
1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
2. Развитие познавательной активности.
3. Формирование всех видов детской деятельности.
ТАБЛИЦА1
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей – 7
Группа
(возраст) Группа здоровья Диагноз
I II III IV ОНР
I
ОНР
II ОНР
III
«Особый
ребенок»
(3-8лет) - - - 4 4 - -
Таким образом, все дети IV группы здоровья (дети – инвалиды, у всех отмечается тяжелое нарушение речи и тотальное недоразвитие высших психологических функций. Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации программы – коррекция психологических процессов и оздоровление воспитанников.
ТАБЛИЦА 2
Индивидуальные особенности детей группы
Группа Особенности детей
Пол Особенности
поведения Контактность Познавательная
сфера
Ж М
Особый ребенок
1 3 Спокойный,
уравновешенный-2
Гипервозбудимый,
эмоционально
лабильный-1
Заторможенный,
вялый,
безынициативный-1
Агрессивный-0
Легко вступает-1
С трудом, замкнут, не может быть инициатором-2
Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении-1
Не идет на контакт-0 Задержка психического развития-4
Основные этапы психолого-педагогической коррекции :
Первый этап – адаптационный.
Установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
(сентябрь)
Второй этап- усиление психологической активности ребенка.
Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном возрасте, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования, ознакомление с окружающим, развитие речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно- двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.
Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
(октябрь-май)
Третий этап – заключительный (отслеживания динамики развития).
Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.
(май-июнь)
В соответствии с программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как её цель - выравнивание психофизического развития детей.
Коррекционно-развивающая работа в течение учебного года планируется в соответствии с комплексно-тематическим планом.
ТАБЛИЦА 3
МОДЕЛЬ ГОДА
Основные направления Задачи Методы и средства
Социально-коммуникативное развитие
Формировать умение откликаться на свое имя.
Учить показывать на лице глаза,нос,рот, щеки.
Формирование первичных умений и навыков игры, потребности эмоционально
-личностного контакта со взрослыми и сверстниками. Дидактические игры: «Кто это», «Ручки», «Давай играть вместе», «Кого как зовут», «Топни ножкой», «Вот я», «Найди себя на фотографии».
Общая и мелкая моторика
Обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, развитие плавности.
Формирование кинетической основы движений.
Игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пазлы, мозаика, пластилин, шнуровка, песок, мячи.
Упражнения : «Нанизывание бус», «Наши пальчики рисуют», «Игра на рояле», «Пальчики здороваются», «Паучки».
Внимание Развивать способность к распределению и переключению внимания.
Развивать устойчивость и концентрацию внимания ребенка. Настольно – печатные игры, дидактические игры, предметные картинки
тесты.
Упражнения:
«Что изменилось»,
«Собери квадрат»,
«Повтори».
Сенсорное воспитание Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Настольно- печатные игры, пазлы, тесты.
Упражнения : «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки», «Узнай,кто это», «Большой – маленький», «Волшебные палочки» (палочки Х. Кюизенера).
Продуктивная деятельность Знакомить с материалами, используемыми на занятиях.
Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования. Упражнения :
Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок» ,«Змейка».
Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».
Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»
Ознакомление с окружающим миром Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности. Наблюдения, экскурсии по территории детского сада, иллюстрации.
Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».
Познавательная деятельность Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы,
но и действовать с ними. Игры, классификация, рассматривание иллюстраций.
Упражнения: «Катится-не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидку»,
«Построй башню», «Прокати шарик в ворота».
Эмоционально-волевая сфера Развитие волевой сферы-произвольности и психических процессов, саморегуляции.
Развитие личностной сферы-формирование адекватной самооценки.
Введение детей в мир человеческих эмоций. Игры, сказкотерапия, психогимнастика, чтение художественной литературы, иллюстрации, предметные картинки.
Дидактические упражнения:
«Дружба начинается с улыбки», «Я могу, я хочу», «Раскрась картинки», «Упрямые козлики», «Зеркало», «Ребенок и кукла», «Узнай себя», «Волшебная страна чувств», «Покажи как правильно».
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме коррекционно-развивающий подгрупповых (2 ребенка) и индивидуальных занятий. Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями, а также другими видами детской деятельности, характерной для дошкольного возраста и не дублируют образовательную деятельность. При проведении занятий соблюдаются следующие требования:
- в занятии должны участвовать все дети группы, кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы паталогических состояний;
- каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи;
- на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима : строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения детей, утомление зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;
- при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
ТАБЛИЦА 4
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст Количество занятий в неделю Продолжительность
коррекционно-развивающего
занятия
с 3 до 7 лет Подгрупповые - 2 раза в неделю
Индивидуальные – 2 раза в неделю 20-30 минут
З-4лет до 15 минут
4-5лет до 20 минут
6-7лет до 25- 30 минут
Продолжительность и содержание занятия зависит от насыщенности, целей и индивидуально-типологических особенностей детей.
Индивидуальные занятия проводятся по разработанному для каждого воспитанника ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут), с учетом следующих принципов:
. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
. Коррекционная направленность воспитательного процесса.
. Опора на уровень развития ребенка и зоны его ближайшего развития.
. Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
. Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника группы «Особый ребенок» (с синдромом Дауна)
на 20--- 20__ учебный год
Ф. И. ребенка ___
Дата рождения ___
Группа ___
Дата начала ___
Цель индивидуального маршрута:
- создание специальных условий для психологического развития ребенка с тотальным недоразвитием ВПФ и нарушением речи тяжелой степени.
Задачи:
- развитие основных психологических процессов;
- социализация ребенка : формирование социальных контактов и правил поведения в обществе.
Периодичность занятий: два раза в неделю
Длительность: 20-30 минут
Структура занятия:
1. Организационный момент: минутка радости.
2. Основная работа: угадай, выполни.
3. Итог занятия: минутка общения.
Дата окончания ___
Результаты действия маршрута:___
___
___
___
Педагог – психолог: ___
ТАБЛИЦА5
Модель планирования подгруппового занятия
Пример
Дата___
Этапы занятия Содержание Цели
Введение в занятие
Основное содержание
занятия
Приветствие
Упражнение на контактность
Игра- упражнение по сюжету р. н. с. «Колобок»
Упражнение «Колобки»
Упражнение «Запомни»
Подвижная игра «Зеваки»
Прививать детям нормы этикета. Формировать внимание к эмоциональному миру
человеку
Развитие зрительного и слухового восприятия,
внимания, памяти.
Развитие крупной и мелкой моторики.
Заключительный этап занятия
Рефлексия
Традиционное прощание
Подведение итогов занятия
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
С семьями воспитанников взаимодействуют все специалисты ДОУ. Педагоги систематически оказывают родителям помощь в выявлении у детей положительных и отрицательных качеств личности, руководят самообразованием родителей, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития нетипичного ребенка в семье, постоянно работают над единством педагогических требований в семье и детском саду. Используются различные формы сотрудничества с семьей:
. информационные (беседы, консультации, родительские собрания, папки- передвижки, информационные стенды);
. обучающие (тренинги, конкурсы совместных рисунков, поделок, совместные праздники);
. исследовательские (анкетирование, тестирование).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1 упражнение «Воздушный шарик»
Шарик мой воздушный. Поднять руки вверх-вдох,
Какой ты непослушный! медленно опустить вниз-длительный выдох
Зачем ты отвязался, с произнесением звука «Ш-ш-ш…»
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик! Вернись.
2 упражнение «Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося: «А-ах!»
В апреле, в апреле луга запестрели. Колокольчики, ромашки,
С прогулки букеты приносим в апреле. Незабудки, васильки!
Крапивы немного домой притащи- Босиком и без рубашки
Пусть бабушка сварит зеленые щи. Ходим мы, плетем венки…
(В. Берестов) (В. Берестов)
3 упражнение «Осенние листочки»
Дует легкий ветерок-ф-ф-ф… Выдох спокойный,
И качает так листок –ф-ф-ф… ненапряженный.
Дует сильный ветерок-ф-ф-ф… Активный выдох.
И качает так листок-ф-ф-ф…
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки детям говорят: Дети хором поют:
Осиновый-а-а-а… «А-а-а,
Рябиновый –и-и-и… и-и-и,
Березовый –о-о-о… о-о-о,
Дубовый –у-у-у… у-у-у».
4 упражнение «Волшебная трубочка»
Предложить ребенку через трубочку подуть на воду в стакане.
5 упражнение «Сдуй соринку»
У ребенка на ладони какой-то небольшой легкий предмет. Ему нужно подуть в трубочку и сдуть этот предмет с ладони.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
1. Пальчиковая игра Я построю самолет
Я построю самолет, Сжимаем кулачки и стучим друг о друга
Шлем надену и в полет. Надеваем шлем,руки в стороны
Сквозь волнистые туманы Машем руками,изображая полет
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами, На каждое название загибаем пальчики
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной, Сжимаем и разжимаем кулачки
А потом вернусь домой. Показываем домик
2. Пальчиковая игра Стала Маша гостей звать
Стала Маша гостей созывать: Выполняем вращение кистями рук к себе.
И Иван приди, и Степан приди, Поочередный массаж кончиков пальцев
И Матвей приди, и Сергей приди, правой руки.
А Никитушка,ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: Выполняем вращение кистями рук от себя.
И Ивану блин, и Степану блин, Поочередный массаж кончиков пальцев
И Матвею блин, и Сергею блин, левой руки.
А Никитушке – мятный пряничек.
3. Пальчиковая игра Хитрый зайчик
Раз, два, три, четыре, пять! Выбрасываем пальцы из кулака.
Вышел зайчик погулять. Шевелим пальчиками-«ушками».
Вдруг охотник выбегает, Выполняем энергичные удары по столу
Прямо в зайчика стреляет. кончиками пальцев.
Пиф – паф! «Стреляем».
Не попал! Покачиваем кистями из стороны в сторону
Хитрый зайчик Пальцы «бегут» по столу.
Убежал! Руки прячутся за спину.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игры: подвижные, дидактические, коммуникативные
1. Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Дети. имитируя зайчиков бегают, веселятся по полянке.
Зайка беленький сидит Вот так, вот так
И ушами шевелит. Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками,как зайцы ушами.
Зайке холодно сидеть, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть. Надо лапочки погреть.
Дети встают. хлопают в ладоши, скрещенными движениями по плечам,зреются.
Зайке холодно стоять, Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать. Надо зайке поскакать.
Дети подпрыгивают на двух ногах на месте.
Мишка зайку испугал. Зайка прыг… и ускакал.
«медведь» пугает детей. они прячутся в домиках.
2. Подвижная игра «Медведь»
Как-то мы в лесу гуляли ходьба по кругу,взявшись за руки
И медведя повстречали.
Он под ёлкою лежит, остановиться, послушать
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили ходьба в другую сторону
Косолапого будили:
«Ну-ка,Мишенька, вставай подойти к медведю,сузить круг
И быстрей нас догоняй!»
3. Малоподвижная игра «Покружись»
Ведущий предлагает детям образовать пары (по желанию). По сигналу
ведущего: «Покружись!»- пары кружатся сначала в одну сторону, затем в другую(2-3 раза).
4 .Дидактическая игра «Аплодисменты»
Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибок его повторить и придумать очередной ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
5. Коммуникативная игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий дает задания:
1. «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки»
2. «Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
опустите руки»
3. «Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы остаетесь друзьями»
6. Дидактическая игра «Волшебные ниточки»
Дети сидят за столами. У них в руках разноцветные нитки. (по просьбе ведущего показать определенный нитки).
Они поднимают нитку за один конец над листом бумаги и произносят хором
Волшебные слова «Нитка, нитка, покружись, в цифру… превратись!»
Нужную цифру называет ведущий или кто-нибудь из детей. Затем они
выкладывают с помощью нитки названую цифру.
7. Подвижная игра «Замри»
Дети должны перемещаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два,
три,замри» - остановиться. Произнося эти слова, ведущий показывает детям
одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята
должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу,выбывает
из игры.
8. Коммуникативная игра «Общий круг»
Дети рассаживаются в круг на полу, ведущий говорит «А теперь,когда мы видим друг друга, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу».
Ведущий заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой.
«Поздоровавшись» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа,
предлагая ему поздороваться с ребятами.
9. Подвижная игра «Птичка в гнездышке»
Цель: обучить основным видам движения, воспитать дисциплинированность и внимание.
На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребенок-«птичка». Ведущий говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда.»
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего «гнезда» и разлетаются по игровой площадке, машут руками – «крылышками». Переходя с ходьбы на бег и обратно.
Ведущий подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой»
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое «гнездо»
(зависит от условий игры).
Литература
1. Авторизованная программа по коррекционной педагогике «Ступени».
Е. В. Алексеева / КОУ Омской области, 2014г.
2. Адаптированная образовательная программа (для детей с синдромом Дауна).
МБДОУ №53 «Золушка» / г. Псков, 2016г.
3. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада.
Н. В. Нищева / ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.
4. Коррекционно-развивающие занятия.
В. Л. Шарохина / ООО «Национальный книжный центр», 2014г.