Елена Иванова
Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Как свидетельствуют исследования педагогов-практиков, что в первый год обучения детей возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация.
Публикация «Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС » размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
М. М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" пишет: “Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией”.
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений. Кинестический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (работа с пластилином - пластилинография) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.
Кроме того для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. Применяя данную технологию – пластилинографию мы стимулируем развитие мелкой моторики рук.
Цель: развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин).
Задачи:
Развитие координации движения рук, мелкой моторики.
Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста
.Метод работы : Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, способствует созданию необходимого эмоционального настроя, желания общаться, находясь в роли настоящих художников, декораторов, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой.
В результате проводимой работы у детей сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль. Возрастают показатели правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительности речи и фонематического восприятия.