Светлана Владимировна Жужгова
Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении. В процессе игры, повседневной жизни, в ходе обучения, внимание ребенка привлекается к налаживанию контактов, требующих включения речи. Взрослый демонстрирует образцы речи (просьба, извинение, сообщение, предложение и т. д.). Основное внимание уделяется диалогической речи. Ребенка учат обращаться, отвечая на вопросы («Что ты делаешь? Во что играешь? Как зовут твою дочку? А тебе нравится)
Публикация «Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть)» размещена в разделах
Занятия по развитию связной речи проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи, а также совершенствование связной речи.
При подборе лексических тем старались учесть рост познавательных возможностей детей, расширение обиходно-бытовых рамок их речи, постепенное увеличение словарного запаса.
Валеология.
Научить ребенка откликаться на свое имя, давать эмоциональную и двигательную реакцию на него. Называть свое имя, отвечая на вопросы «Как тебя зовут? Как твое имя?»
Научить узнавать себя и близких в зеркале, на фотографии.
Распознавать и называть части тела и лица (руки, ноги, голова - на ней нос, глаза, уши, губы, язык, щеки, волосы, лоб, подбородок, брови, ресницы, живот, спина, плечи, туловище, локти, ладошки, пальцы). Упражнять в показывании и назывании парных частей тела (левая - правая рука).
Научить определять простейшие функции некоторых частей тела и лица (руки трогают, берут, хлопают, держат; ноги ходят, бегают, прыгают; глаза смотрят; уши слушают; рот кушает, говорит).
Учить фиксировать свое эмоциональное состояние в словесной форме («Мне больно», «Мне весело», «Я плачу»). Выделять и обозначать словом свои основные потребности и желания («Я хочу…», «Я не хочу…»). Учить обозначать словом свою половую принадлежность («Я девочка», «Я мальчик»). Выделять в игре поло-ролевое поведение («Мальчики строят дом», «Девочки готовят обед»). Научить называть свой возраст, связывать свой день рождения с праздничным событием, временем года.
Игрушки
Постепенно знакомить ребенка с игрушками (кукла, машинка, кошка, собачка). Учить находить игрушку по слову взрослого, выполнять предметно игровые действия с ними (покатай машину, покорми зайца, покачай куклу). Учить соотносить реальную игрушку с ее изображением. Развивать умение описывать игрушку на основе своих ощущений (гладкая, мягкая, пушистая). Учить бережному отношению к игрушке, использовать по назначению, после игры убирать на место.
Овощи, фрукты, ягоды
Познакомить ребенка с натуральными фруктами, овощами, ягодами, характерными для данной местности. Показать их в натуральном виде, дать рассмотреть, сравнить по цвету, вкусу, цвету, форме, величине. Сравнить сырые и вареные овощи, фрукты, ягоды; целые и измельченные. Познакомить с основными блюдами из овощей, фруктов, ягод (овощной салат, суп, компот, сок, варенье). Научить находить и показывать на муляжах и картинках (овощи – помидор, огурец, морковь, свекла, картошка, перец, лук, чеснок, кабачок, репа; фрукты – яблоко, груша, банан, апельсин, слива, мандарин, лимон; ягоды – клубника, смородина, вишня, крыжовник, виноград, рябина, малина, арбуз). Дать понятие, что овощи растут в огороде – на грядке, фрукты в саду – на деревьях. Познакомить с сезонными работами людей в природе.