Зинаида Ангарова
«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки.
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных,научно-методических трудов пологопедии (В. К. Воробьева,В. Н. Глухов,Л. Н. Ефименкова,Т. А. Ткаченко,Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Успешное осуществление логопедической работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию связной речи всегда осуществляется учителем-логопедом. При этом принимаются во внимание первоисточники, имеющихся в специальной литературе.
Если в первом периоде предусматривалась целенаправленная работа по овладению той или иной грамматической формой, то на последующих этапах грамматические формы в ходе составления рассказов закрепляются и автоматизируются.
Как и ранее, работа по формированию связной речи находит свое продолжение на других занятиях. На конструировании, работа с палочками Кьюизенера, дети составляют самостоятельно композиции для своих картин.
Логопед и воспитатель, работая с детьми с ОНР строго соблюдают постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным высказываниям с опорой на мнемотехнику.
При планировании занятий соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования.
Пересказ: краткий, выборочный и полный пересказ и т. д;
Составление описательного рассказа: по плану-схеме, мнемодорожке и т. д;
Составление рассказа по серии сюжетных картин: по серии из 3-7 картин,с элементами творчества и т. д;
Составление рассказов по сюжетной картине: по плану, по одной сюжетной картине по наводящим вопросам, с обсуждением поведения героев и т. д;
Творческое рассказывание: мнемосхема, по опорным словам, по теме с опорой на образец педагога и т. д.
Как показывает опыт работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствуют развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В конце 3-го периода необходимо дать возможность детям реализовать свои творческие возможности. Дети сами придумывают рассказы на заданную тему, учатся дополнять и изменять сюжеты знакомых рассказов и сказок, рассказывать собственные.
Работа по формированию связной речи у детей с речевой патологией сложна и многогранна. Данный материал возможно поможет учителям-логопедам разрешить некоторые хотя бы некоторые из возникающих трудностей.