Получи документы

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества»

Татьяна Терехова
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» К. Д. Ушинский.

Раннее детство – это исключительно важное время для развития ребенка. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа он превращается в относительно самостоятельную личность. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Одной из главных задач ФГОС ДО являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также эмоционального благополчия.

Публикация «Консультация „Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества“» размещена в разделах

ФГОС уделяет внимание в первую очередь индивидуальному подходу к каждому ребенку. Что очень актуально особенно в работе с нашими детьми, оставшимися без попечения родителей.

ФГОС ДО

1.4 Основные принципы дошкольного образования:

… приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Конвенция о правах ребенка «… государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам различных национальных источников, особенно к таким, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию.»

Педагоги и другие сотрудники Дома ребенка заменяют детям семью, поэтому на них лежит огромная ответственность донести народную мудрость русского народа до наших детей с помощью устного народного творчества.

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности. Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.

В наше время наблюдается процесс упрощения русского языка, исчезает его красота, образность. Чтобы помочь детям осваивать богатство родного языка, успешно развивать их эмоционально – мыслительную среду, центральное место должно быть отведено художественно – речевой деятельности.

Игры – это наше детство, они созданы народом, так же как сказки и песни. В играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народной педагогике, т. е. фольклор.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша, так как необходимо установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения. Каждая игра имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость и представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние народного фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

Трудности использования фольклорного материала:

1. Сложность смыслового содержания, так как народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности.

2. Присутствие слов, не употребляемых в современной разговорной речи.

3. Необходимость объяснения и пояснения в процессе чтения, что нарушает целостность художественного восприятия произведения.

4. Недостаточность наглядных обучающих средств, с помощью которых можно раскрыть содержание произведения.

Чем раньше мы начинаем знакомить малыша с народным фольклором, чем чаще мы будем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

В фольклоре задолго до возникновения педагогики как науки уже была выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

М. Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор» пишет: «Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…»

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Виды фольклорного текста: пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

- потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

- заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру и т. д.)

- приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

- считалки

- дразнилки

- прибаутки, шутки – забавные тексты, которые своей необычностью веселят детей.

Известно, что словарный запас ребенка в этом возрасте еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны подбираться в соответствии уровнем развития детей. Так же учитываются индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Знакомство с малыми формами фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

В каждой группе Дома ребенка разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста, которая исходит из опыта педагогов и состояния практики на уровне государственных стандартов, анализа литературных источников по рассматриваемому вопросу и связана со значительным распространением проблемы формирования речевых навыков у детей раннего возраста. В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, созданный взрослыми, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые пестушки, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. В потешках, первых играх с маленькими детьми, поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет. Позднее наступает черед прибауток - песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием. Малые формы фольклора широко применяются во время проведения режимных моментов. Ритмичные слова вызывают у ребят радость. И для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием прибегаем к потешкам. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены. Данные процедуры должны проводиться в спокойной доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям на весь день. В этом воспитателю помогут потешки, прибаутки и другие средства фольклора.

Например, процесс умывания сопровождается словами:

Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды.

Чисто умываемся (имя взрослого) улыбаемся.

Мыло ароматное,

Белое, приятное,

Мыло очищает,

Микробы убивает.

При кормлении:

Умница, Машенька.

Ешь кашу сладеньку.

Вкусную, душистую.

Период подготовки ко сну должен быть спокойным и уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение ко сну помогут создать потешки и приговорки. Так можно показать детям свою любовь и заботу, создать умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

При укладывании:

Ой, люленьки, люли,

Прилетели гули,

Гули прилетели,

Песенку запели.

Баю, баю, баю, бай,

Спи, мой милый, засыпай,

Спят игрушки в уголке,

Улыбаются во сне.

Баю, баюшки, баю,

Я вам песенку спою,

Чтобы сладко спали,

Спокойно отдыхали.

После пробуждения также можно использовать фольклор:

Вот и тихий час прошел,

Отдохнули хорошо,

А теперь пора вставать,

Полдник кушать и играть!

Тень – тень – тень – тень,

Просыпаться нам не лень,

Мы ребята озорные,

Шумные и боевые!

Использование полюбившихся произведений народного творчества (песенок, потешек, закличек) значительно обогащает речь детей. В свободное время дети используют потешки в своих играх: укладывая куклу. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. Использование подвижных игр и упражнений влияет на положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е всесторонне развивает ребенка.

Фольклорно-игровые занятия с малышами — деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим необходимо больше использовать словесных, наглядных, игровых методов в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми раннего возраста необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 19:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Терехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД