Татьяна Терехова
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» К. Д. Ушинский.
Раннее детство – это исключительно важное время для развития ребенка. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа он превращается в относительно самостоятельную личность. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Одной из главных задач ФГОС ДО являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также эмоционального благополчия.
Публикация «Консультация „Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе народного творчества“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
ФГОС уделяет внимание в первую очередь индивидуальному подходу к каждому ребенку. Что очень актуально особенно в работе с нашими детьми, оставшимися без попечения родителей.
ФГОС ДО
1.4 Основные принципы дошкольного образования:
… приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Конвенция о правах ребенка «… государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам различных национальных источников, особенно к таким, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию.»
Педагоги и другие сотрудники Дома ребенка заменяют детям семью, поэтому на них лежит огромная ответственность донести народную мудрость русского народа до наших детей с помощью устного народного творчества.
Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности. Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.
В наше время наблюдается процесс упрощения русского языка, исчезает его красота, образность. Чтобы помочь детям осваивать богатство родного языка, успешно развивать их эмоционально – мыслительную среду, центральное место должно быть отведено художественно – речевой деятельности.
Игры – это наше детство, они созданы народом, так же как сказки и песни. В играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народной педагогике, т. е. фольклор.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша, так как необходимо установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения. Каждая игра имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость и представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние народного фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
Трудности использования фольклорного материала:
1. Сложность смыслового содержания, так как народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности.
2. Присутствие слов, не употребляемых в современной разговорной речи.
3. Необходимость объяснения и пояснения в процессе чтения, что нарушает целостность художественного восприятия произведения.
4. Недостаточность наглядных обучающих средств, с помощью которых можно раскрыть содержание произведения.
Чем раньше мы начинаем знакомить малыша с народным фольклором, чем чаще мы будем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
В фольклоре задолго до возникновения педагогики как науки уже была выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.
М. Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор» пишет: «Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…»
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Виды фольклорного текста: пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру и т. д.)
- приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
- считалки
- дразнилки
- прибаутки, шутки – забавные тексты, которые своей необычностью веселят детей.
Известно, что словарный запас ребенка в этом возрасте еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны подбираться в соответствии уровнем развития детей. Так же учитываются индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Знакомство с малыми формами фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
В каждой группе Дома ребенка разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста, которая исходит из опыта педагогов и состояния практики на уровне государственных стандартов, анализа литературных источников по рассматриваемому вопросу и связана со значительным распространением проблемы формирования речевых навыков у детей раннего возраста. В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, созданный взрослыми, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.
Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые пестушки, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. В потешках, первых играх с маленькими детьми, поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет. Позднее наступает черед прибауток - песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием. Малые формы фольклора широко применяются во время проведения режимных моментов. Ритмичные слова вызывают у ребят радость. И для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием прибегаем к потешкам. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены. Данные процедуры должны проводиться в спокойной доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям на весь день. В этом воспитателю помогут потешки, прибаутки и другие средства фольклора.
Например, процесс умывания сопровождается словами:
Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды.
Чисто умываемся (имя взрослого) улыбаемся.
Мыло ароматное,
Белое, приятное,
Мыло очищает,
Микробы убивает.
При кормлении:
Умница, Машенька.
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, душистую.
Период подготовки ко сну должен быть спокойным и уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение ко сну помогут создать потешки и приговорки. Так можно показать детям свою любовь и заботу, создать умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
При укладывании:
Ой, люленьки, люли,
Прилетели гули,
Гули прилетели,
Песенку запели.
Баю, баю, баю, бай,
Спи, мой милый, засыпай,
Спят игрушки в уголке,
Улыбаются во сне.
Баю, баюшки, баю,
Я вам песенку спою,
Чтобы сладко спали,
Спокойно отдыхали.
После пробуждения также можно использовать фольклор:
Вот и тихий час прошел,
Отдохнули хорошо,
А теперь пора вставать,
Полдник кушать и играть!
Тень – тень – тень – тень,
Просыпаться нам не лень,
Мы ребята озорные,
Шумные и боевые!
Использование полюбившихся произведений народного творчества (песенок, потешек, закличек) значительно обогащает речь детей. В свободное время дети используют потешки в своих играх: укладывая куклу. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. Использование подвижных игр и упражнений влияет на положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е всесторонне развивает ребенка.
Фольклорно-игровые занятия с малышами — деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим необходимо больше использовать словесных, наглядных, игровых методов в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми раннего возраста необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками.