Валентина Шарова
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться?
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.
Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений - выявила, что развитие коммуникативных способностей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка.
Поэтому перед собой я поставила цель: выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:
1. Обучить детей речевым средствам общения
2. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
3. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми
4. Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
5. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.
6. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении
Неоспорим тот факт, что игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Именно совместная игра – главное содержание общения. Это сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры.
Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, я увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.
Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.
Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.
Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения, при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища
Играя с детьми в коллективные игры, я заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать, у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.
Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, я стала использовать в своей работе технологии решения изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.
Метод фокальных объектов
Технология составления творческих текстов по картине
Приёмы разрешения противоречий
Составление рифмованных текстов
Технология обучения детей составлению загадок
В процессе использования метода фокальных объектов у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, развивается фантазия. Дети стремятся объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними.
Внедряя технологию составления творческих текстов по картине – у детей возрастает познавательная активность, развиваются связная речь. Обогащается речь ребенка метафорами, сравнениями на длительное время сохраняется интерес к рассматриванию картины.
В результате применения приемов разрешения противоречий, я увидела, что дети могут анализировать проблемную ситуацию, находить пути решения и более четко формулировать результат
При составлении с детьми рифмованных текстов – заметила, что у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущения уверенности в себе, развивать дикцию, слух, темп.
Дети легко освоили модели составления загадок, используют их в свободное время и получает радость от общения друг с другом и речевого творчества.
В результате использования методов ТРИЗ я увидела, что детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными. Дети вступают в общение на любую тему, появилось стремление к новизне.
Большое вниманию уделяю созданию развивающей предметно пространственной среды в группе – это необходимые условия для развития навыков общения, творческих и коммуникативных способностей, что способствует развитию всех сторон личности ребёнка.
Уголок познания добра и зла «Чудо дерево» помогает нам выделять некоторых детей за их добрые или неприглядные дела.
Пособие «Коврика мира» помогает детям разрешать конфликтные ситуации с помощью бесед, анализировать свои поступки, находить причину конфликта.
«Зонт радуга» помогает мне анализировать эмоциональное состояние ребенка и обсуждать с ним его настроение.
Играя с «Зеркальным кубиком» дети учатся передавать эмоции через вхождения в образ сказочного героя
Пособие «Цветик – семицветик» побуждает детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого для своих друзей.
В процессе наблюдений выявила, что, что есть дети, которые отличаются особой застенчивостью. Для них изготовила пособие «Веселые зонты», с которым они решаются выйти даже на сцену.
В нашей группе есть традиционные, любимые игры такие как «Клубочек», «Передай улыбку», «Назови ласково» и др., они создают такую обстановку, что каждый ребенок чувствует, что именно его ждут и с радостью встречают. Каждое утро начинается с «Утреннего приветствие», где мы можем приветствовать друг друга не только вербальным, но и невербальным способом.
Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.
Однако взаимопонимание возникло не сразу. Постепенно используя индивидуальные беседы, консультации, семинары практикумы, оформление наглядной информации в приемной, появление шкатулки «Доверия» родители включались в жизнь группы и приобщались к проблемам своих детей.
Проводимые групповые конкурсы, семейные праздники – объединяют детей и родителей общей деятельностью. В семье появляются общие интересы, взаимопонимание.
Выпуск ежеквартального журнала «Страна понимания» - знакомит родителей с яркими событиями нашей группы. На его страницах можно прочитать полезную педагогическую информацию: «Чем занять ребенка дома», «Как заучивать стихотворение наизусть» или поиграть с детьми в словесные, интеллектуальные игры. Его ценность в том, что родители могут взять журнал домой и читать всей семьей, рассмотреть фото.
Одной из продуктивных форм работы, стало посещение семей на дому, где рассматривалась игровая среда и ее влияние на развитие ребенка. Родители прислушивались к моим рекомендациям. Делились впечатлениями.
Работа, проводимая мною с семьями моих воспитанников, по взаимодействию семей друг с другом, побудила меня к созданию семейного клуба «Навстречу друг другу». Где родители имеют возможность поделится своим опытом в воспитании ребенка в семье, поиграть в игры вместе с детьми.
Выбранные формы сотрудничества с родителями помогли мне достичь нужного результата и заинтересовать родителей в воспитании и развитии своих детей.
Для того, чтобы проследить динамику развития коммуникативных способностей детей мною проведено диагностическое обследование по методике М. И. Лисиной «Форма общения ребенка со взрослым», а также обследование на выявление коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной. Результаты обследования за последних три года показали, что игры положительно влияют на отношение ребенка к себе, к взрослому, к сверстнику.
Можно с уверенностью сказать, что коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.