Зоя Куценко
Консультация для воспитателей «Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей.»
Б. М. Теплов
Драма, с греческого, буквально переводится как действие. Драматизация сформировалась на основе эволюции театрального искусства, соединяющего в себе пантомиму и слово актера. Специфика драматизации слагается из сюжетности, т. е. воспроизведения хода событий, действий, деления на специфические эпизоды, непрерывность высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматизация в детском саду – это знакомство детей прежде всего с художественной литературой и многообразием театров, начиная с простейших его видов до сложных марионеточных. Это такие виды как: настольный театр игрушек, пальчиковый, теневой, театр рисованных героев, театр верховых кукол, больших напольных кукол, марионеток.
Публикация «Консультация для воспитателей „Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Театрализованная деятельность детей преследует задачи формирования и развития речи, и, одновременно с этим артистических способностей ребенка, его мимики, умение двигаться и выражать со сцены свои чувства.
Вот некоторые цели, которые ставятся при обучении и знакомстве детей с театрализованной деятельностью:
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- знакомство с различными эмоциями и умение передавать их с помощью мимики, движения, жеста;
- обогащать и активизировать словарь детей, закреплять умение произносить, правильно артикулируя все звуки;
- знакомить с многообразием черт характера человека (естественно присущим и сказочным героям – животным, передавать эту черту через актерское мастерство, природные актерские данные, пластику ребенка;
- формировать умение сопереживать, проявлять заботу и участие по отношению к героям художественного произведения, понимать чувства других людей, адекватно на них реагировать.
В нашем случае к этим целям можно добавить и коррекционные цели, а именно:
- формирование предметных представлений;
- формирование ориентировки в пространстве;
- -//- правильного произношения звуков;
- -//- лексико – грамматического строя речи;
- умение словесно оформлять увиденное;
- развитие сенсорных функций, цветоощущения и форморазличения;
- формирование и развитие фонематического слуха;
- развитие глазомера, зрительных функций;
- развитие слухового восприятия,
- -//- содружественного движения рук и глаз;
- -//- ориентировки на заданный объект;
- развитие общей моторики;
- пополнение словаря.
Так как специфическим речевым нарушением у слабовидящих детей дошкольного возраста является не сформированность лексико-грамматического строя связной речи, обусловленная проблемами в чувственном восприятии окружающего мира. Чтение стихов, потешек, песенок и других художественных произведений способствует коррекции речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ, грамматический стой речи, лексико-семантическую сторону речи, связную речь.
Но прежде всего должна звучать такая цель как знакомство с художественным произведением, поэтому педагог должен придерживаться таких принципов при отборе художественных произведений : высокоидейное – художественное мастерство (беден словарь, его несовершенство, безликость образа героя, вялость сюжета); - сюжетная занимательность (сказки – где герой ярок, сюжет держит читателя в напряжении); - простота и ясность композиции (конкретность всех деталей, героев и действий); - доступность, понятность детям (соблюдение возрастного принципа в подборе); - учет конкретных педагогических задач (как правило это педагогические задачи).
С раннего детства общее развитие и развитие речи у ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе этого общения у ребенка проявляется его познавательная и предметная деятельность. Постепенное овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать все явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.
Речь развивается по подражанию, потому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых. Подражание- то инстинкт. Ребенок подражает сначала артикуляциям, речедвижениям, которые видит перед собой на лице говорящего с ним. Затем он усваивает слова - обозначения предметов и действий. Затем он соотносит смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивает их. Следующий этап - соотношение сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения и, познания, речевой регуляции и планирования поведения. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.
Все стороны речи надо развивать у ребенка параллельно, т. к. они взаимосвязаны, причем приходится решать сразу несколько языковых задач.
Практические методы развития речи – это метод имитации; – метод диалога (разговора, - метод пересказа; - метод рассказывания (сочинения). Метод имитации заключается в том, что и обучающий и обучаемый говорят одно и то же, но по – разному, обучающий интенсивнее, четко артикулирует и выразительно интонирует; обучаемый – слушает, повторяет, имитирует речь, старается усвоить речедвижения, понять смысл слов. Метод разговора, беседы – где называется, обсуждается предмет, рассматриваются его части и действия. Особенно много благоприятных ситуаций складывается в процессе игр; ролевых, режиссерских, игр-драмматизаций. В игре-драмматизации ребенок принимает на себя роль одного из героев знакомого художественного произведения или сказки, и в процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь. Это служит прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель – точно передать услышанную речь взрослого, произнесенную в данной ситуации или речь героя сказки.
Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности, содействующей развитию речи. Формы ребенок взаимствует от окружающих при посредстве органа слуха и присущей ему способности подражания. По мере роста и накопления круга представлений у детей количество знаний по живому слову, звуковой культуре речи и знакомству с художественными произведениями, народным творчеством увеличивается. Ближе для детского понимания - сказки, потешки, песенки – их реалистическое содержание, образный, точный, сжатый язык, повторяемость словесных образов – является той особенностью, которая учитывает развитие языка и ребенка в целом. Восприятие сказки или другого художественного произведения способствует развитию познания ребенком объективной действительности. И постепенно с накоплением знаний ребенок начинает различать изображение и изображаемое. Таковы реальные предметы и явления, а такими их изобразили в сказке. Они связаны друг с другом, но они не одно и то же. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего.
Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, рифмованных строчек. Затем ребенок слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений. Только в них можно найти такое идеальное сочетание труднопроизносимых звуков, слов, фраз. При чтении художественного произведения используются дополнительные приемы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания,, а именно повторное чтение текста, повторное чтение отдельных его частей. Чтение может сопровождаться : а) игровыми действиями: б) предметной наглядностью (рассматривание игрушек, муляжей, иллюстраций, привлечение внимания к реальным объектам); в) словесной помощью (сравнение с похожими ситуациями, постановкой после чтения вопросов поискового характера, подсказывание при ответах слов – эпитетов).
Обращение к народному поэтическому творчеству, художественным произведениям помогает взрослому установить с ребенком эмоциональное общение, выработать умение сосредоточиться в период слушания, выполнить имитационные движения, вызвать желание быть хорошим
Педагог формирует основы целостного восприятия художественного слова; эмоциональную отзывчивость, элементарное понимание услышанного, умение внимательно слушать в сфере сверстников.
В это время происходит обучение рассматриванию иллюстраций, умение отвечать на вопросы по содержанию. В результате малышу прививается интерес к прослушиванию, просмотру театральных действий.
В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений, которые расширяют кругозор детей, вызывают детей общаться, пересказывать увиденное. Уже в период заучивания потешек, незатейливых стихов, воспитатель может на столе как на своеобразной сцене разыграть для детей спектакль – миниатюру, где роли действующих лиц играют игрушки, а затем и сами дети.
В процессе многократного чтения одних и произведений у детей развивается слуховое внимание,накапливается слуховой опыт и опираясь на него ребенок может воспроизвести те интонации взрослого, которые он смог уловить. Опыт взрослых постепенно становится личным опытом ребенка, он слышит самого себя.
Более глубокое понимание текста в раннем возрасте достигается путем наглядности – иллюстраций тех персонажей и действий, которые в нем описываются. Чем больше иллюстраций - тем лучше воспринимается смысл произведения, характер персонажей, тем легче и ближе к тесту будет пересказываться произведение.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к пониманию художественной речи, учатся владеть родным языком. Для того чтобы подготовить детей к пересказу воспитатель читает текст, беседует с детьми о прочитанном, рассматривает иллюстрации, поясняет их, обращает внимание на связь частей произведения, чтобы был понятен смысл прочитанного. Ставя задачу пересказать рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладеть доступными средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества. Дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, тембр речи. Пересказ художественного произведения усложняется, если это инсценировка или драматизация. Но дети увлеченно пересказывают текст в лицах, пользуясь нужной лексикой, синтаксической структурой фраз. При пересказе текста включая вопросы, слова и фразы из художественного произведения, воспитатель настраивает детей в своем пересказе авторских слов и выражений.
Но прежде всего мы должны научить детей произносить правильно, четко все звуки нашей речи, т. е. звуковой культуре, подготовке к развитию до совершенства артикуляционного аппарата, что достигается специальными упражнениями и природным умением детей подражать.
Литературное произведение дает для этого готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.
Слушая рассказ или сказку, ребенок проявляет внутреннюю особую активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. В силу образно – конкретного мышления драматизации художественных произведений, помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако детям интересен не только пассивный просмотр, но и деятельное участие в собственных представлениях. Увиденное и пережитое в театре, расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле окружающим. Это несомненно способствует развитию диалогической речи, умению передавать свои впечатления. Влияние художественных текстов на развитие речи неоспоримо : обогащается словарь развивается чувство ритма, формируется умение изменять голос, что является основой для возникновения интонации. Ребенок понимает, что надо научиться красиво и правильно говорить при театральном действии у него возникает сознательное желание выполнять это как можно лучше.
При подборе художественных произведений необходимо учитывать уровень их восприятия, произведение должно быть со счастливым концом, т. к. дети остро переживают драматические события. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка входить в роль, проявлять свои чувства и эмоции, показывать свое отношение к героям литературных произведений, логической последовательности и взаимосвязи, выполнить несколько игровых действий по сюжету. Это способствует развитию воображения детей, которое становится все более устойчивым. Выполнение роли дает возможность переходить от непроизвольных действий к произвольным, от подражания - к поиску способов выражения своего отношения. Слова их художественных текстов становятся их личным достоянием, служат средством общения в жизни.
Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Посредством художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с его словарным составом.
Список использованной литературы.
*Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду.
М. : Просвещение, 2009.
*Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
М. : Просвещение, 1991.
*Акулова О. А. Театральные игры. Дошкольное воспитание. №4, 2005.
* Махеева Л. Д. Театрализованные занятия в детском саду.
Пособие для работников дошкольных учреждений.
М. : ТЦ «СФЕРА» 2001.