Горбачева Светлана
Самообразование «Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
• Пальчиковая гимнастика
• Массаж кистей рук
• Игры в “сухом бассейне”, наполненном мелкой крупой
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание).
• Игры с прищепками, с деревянным конструктором.
Формы работы:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Форма отчётности:
• Подготовить консультацию для родителей на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей». Оформление папки – передвижки
• Фотоотчет
• Составить картотеку пальчиковых игр.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
• Работа с родителями - консультации и беседы.
Раздел плана Сроки проведения Форма работы
Работа с детьми Сентябрь Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика»
Подбор дидактических игр
Октябрь - Игры с крупой «Найди шарик»
- Д/и «Волшебные замочки»
- Пальчиковая гимнастика «Веселая мышка»
- Пальчиковая гимнастика «Гроза»
- Упражнение с массажными мячиками
- Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.
-Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа
- "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме
Ноябрь - "Помоги зайчику" рисование пальчиками по манной крупе
- Д/и «Веселые застежки и пуговицы»
- Пальчиковая гимнастика: «Пальчики проснулись»
- Пальчиковой гимнастика «Зима»
- Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"
- «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями
-Разложи палочки по цвету
-Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)
Декабрь - Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох
- "Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях, работа со шнуровками
- Пальчиковая гимнастика "Кошки-мышки»
-Пальчиковой гимнастика «Новогодний праздник»
- Упражнение с массажными мячиками Су джок
- Пальчиковый театр "Репка"
- Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера
- Строим дом из кубиков
Январь - Д/и «Сортируем макароны»
- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»
- Упражнение с массажными мячиками "Лодочка"
- Упражнение с массажными мячиками Су джок
- Пальчиковая гимнастика "Дикие животные"
- Пальчиковой гимнастика «Замок»
- "Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру
Февраль - "Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха
-"Поможем бабушке развязать узелки на веревке
-"Поможем сестричке застегнуть пуговицы"
- Самомассаж ладоней
-Пальчиковая игра "Моя семья"
- Пальчиковая гимнастика «Части тела»
- "Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу
Март - "Следы от капели" рисуем точки на манной крупе
- "Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге
- Д/и «Попробуй расстегни»
- Упражнение «Непростой шарик» с массажными мячиками
- Пальчиковая гимнастика «Весна»
-"Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением животных
- Аппликация из обрывной бумаги
- Игра «Строим дорожки»
Апрель - Игры с крупой «Пальчики купаются»
- Шнуровка, застегивание пуговиц и молний
- "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку
- Упражнение с массажными мячиками Су джок
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
- Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
-"Покормим зайчика травкой" нарвать плоски зеленой бумаги
Май - "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе
-Д/и «Волшебные шнурки»
-Д/и «Собираем бусы»
- Упражнение с массажными мячиками «Футбол»
- Пальчиковые игры, разученные ранее
- Показ пальчикового театра «Колобок»
- "Строим дом" из конструктора
- "Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре
Работа с родителями В течение года 1. Развитие мелкой моторики «Игры с пальчиками».
2. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики».
3. Рекомендации «Игры для развития мелкой моторики»
4. Творческая мастерская изготовление игр по развитию мелкой моторики
Самореализация В течение года Показ открытых мероприятий, фотоотчёты, презентации, консультации для родителей