Получи документы

Самообразование «Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста»

Горбачева Светлана
Самообразование «Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

• Пальчиковая гимнастика

• Массаж кистей рук

• Игры в “сухом бассейне”, наполненном мелкой крупой

• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание).

• Игры с прищепками, с деревянным конструктором.

Формы работы:

• совместная деятельность воспитателя с детьми;

• индивидуальная работа с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Форма отчётности:

• Подготовить консультацию для родителей на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей». Оформление папки – передвижки

• Фотоотчет

• Составить картотеку пальчиковых игр.

Система работы представлена по следующим направлениям:

• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;

• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

• Работа с родителями - консультации и беседы.

Раздел плана Сроки проведения Форма работы

Работа с детьми Сентябрь Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика»

Подбор дидактических игр

Октябрь - Игры с крупой «Найди шарик»

- Д/и «Волшебные замочки»

- Пальчиковая гимнастика «Веселая мышка»

- Пальчиковая гимнастика «Гроза»

- Упражнение с массажными мячиками

- Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

-Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

- "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

Ноябрь - "Помоги зайчику" рисование пальчиками по манной крупе

- Д/и «Веселые застежки и пуговицы»

- Пальчиковая гимнастика: «Пальчики проснулись»

- Пальчиковой гимнастика «Зима»

- Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

- «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями

-Разложи палочки по цвету

-Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

Декабрь - Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

- "Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях, работа со шнуровками

- Пальчиковая гимнастика "Кошки-мышки»

-Пальчиковой гимнастика «Новогодний праздник»

- Упражнение с массажными мячиками Су джок

- Пальчиковый театр "Репка"

- Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

- Строим дом из кубиков

Январь - Д/и «Сортируем макароны»

- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»

- Упражнение с массажными мячиками "Лодочка"

- Упражнение с массажными мячиками Су джок

- Пальчиковая гимнастика "Дикие животные"

- Пальчиковой гимнастика «Замок»

- "Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру

Февраль - "Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

-"Поможем бабушке развязать узелки на веревке

-"Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

- Самомассаж ладоней

-Пальчиковая игра "Моя семья"

- Пальчиковая гимнастика «Части тела»

- "Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

Март - "Следы от капели" рисуем точки на манной крупе

- "Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

- Д/и «Попробуй расстегни»

- Упражнение «Непростой шарик» с массажными мячиками

- Пальчиковая гимнастика «Весна»

-"Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением животных

- Аппликация из обрывной бумаги

- Игра «Строим дорожки»

Апрель - Игры с крупой «Пальчики купаются»

- Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

- "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

- Упражнение с массажными мячиками Су джок

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

- Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

-"Покормим зайчика травкой" нарвать плоски зеленой бумаги

Май - "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

-Д/и «Волшебные шнурки»

-Д/и «Собираем бусы»

- Упражнение с массажными мячиками «Футбол»

- Пальчиковые игры, разученные ранее

- Показ пальчикового театра «Колобок»

- "Строим дом" из конструктора

- "Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

Работа с родителями В течение года 1. Развитие мелкой моторики «Игры с пальчиками».

2. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики».

3. Рекомендации «Игры для развития мелкой моторики»

4. Творческая мастерская изготовление игр по развитию мелкой моторики

Самореализация В течение года Показ открытых мероприятий, фотоотчёты, презентации, консультации для родителей

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Цель: Активизировать двигательную и познавательную деятельность детей, развивая мелкую моторику рук с использованием нестандартного оборудования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 14:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Горбачева Светлана (УИ 3476485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД