Ольга Маринина
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«
Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей, которое вследствие патологии зрения нарушается. При нарушении зрительного восприятия нарушаются такие его свойства, как предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов; целостность (в результате нарушения этого свойства восприятие становится фрагментарным, что приводит к неполному и неточному отображению в сознании ребенка внешнего мира); контрастность, что вызывает затруднения в определении местоположения объекта и элементов, из которых он состоит; обобщенность, что снижает возможность вычленять в объекте существенные признаки, а внимание в связи с этим часто фиксируется на случайных элементах. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет такое же большое значение, как и оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. В процессе восприятия величины участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно – двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Ограниченные зрительные возможности качественно изменяют предметно – практическую деятельность, поскольку зрение не обеспечивает сенсорный компонент действий. В связи с этим нагрузка ложится на руку, которая совмещает исполнительские и сенсорные действия. Но как показывают исследования, рука ребенка с нарушением зрения не готова к выполнению этой роли, так как «ручной» контроль и саморегуляция движений снижены, что, безусловно, сказывается и на результативности восприятия величины предметов. Адекватное отражение действительности возможно только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объективными условиями. Зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик: форму, величину, направление, телесность, покой, движение. Только при помощи зрения человек различает цвет, а при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло, холод. Таким образом. Зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать. Осязание является необходимым компонентом человеческой деятельности, даже при сохранном зрении обеспечивает регулирующую и контролирующую функции над предметно – практическими действиями, поэтому очень важно раннее формирование зрительных сенсорных координаций. Имеет значение и интеллектуальное развитие ребенка. У детей со зрительными нарушениями отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов, операциях анализа, сравнения, обобщения. Это свидетельствует об отставании в развитии мышления, недостаточности в развитии наглядно – образного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно – понятийного мышления. Развитие глазомера (важнейшей сенсорной способности) непосредственно связано с овладением способами сравнения предметов : наложения, приложения, измерения. Нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора, нистагмовидные движения (дрожание глаз, нарушение прослеживающих функций и др. нарушения затрудняют глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. Необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др. Поэтому необходимо учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития ребенка, а также первичный дефект, основной формой которого у детей дошкольного возраста является косоглазие и сопровождающая его дисбинокулярная амблиопия. На занятиях по формированию представлений о величине предметов должны применяться различные методические приемы: визуальное прослеживание линий разного размера, восприятие разномерных точек, объектов, глазомерная оценка величины линий, простых объектов и объектов сложной композиции, выявление пропорций, проведение измерений с помощью мерок, инструментов, «на глаз» и др. Все занятия по развитию представлений о величине должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи в процессе предметных действий.