Надежда Хижняк
Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество доступно всем!»
Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без устали заниматься ребёнок? Игрой. А «взрослый» ребёнок? Театральной деятельностью, так как она, как и любая игра, требует перевоплощения, примерки масок положительных и отрицательных героев.
Работая в общеобразовательной коррекционной школе- интернате для слепых и слабовидящих детей, мне очень хотелось создать театральную студию, где дети с ограниченными возможностями здоровья могли заниматься театральной деятельностью. Постепенно, в стенах нашего класса родилась театральная студия «Искорки», название и девиз которой придумали дети. Девиз говорил сам за себя:
Публикация «Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
«Мы Искорки горящие! Актёры настоящие! Мы искренние, честные, пока что неизвестные! У нас одно желанье есть: Всегда стоять за школы честь!»
Ребята с энтузиазмом занимались в студии, выполняли упражнения дыхательной гимнастики, совершенствовали дикцию, но больше всего им нравилось работать над ролью и создавать новые образы. Юные артисты учились коллективно работать над замыслом, с моей помощью создавали художественные образы, придумывали реплики, костюмы, декорации, музыкальное сопровождение представлений, а так же сочиняли мини-сценки для постановки на сцене, творчески перерабатывали учебный материал по литературе и истории, проявляли интерес к народной культуре.
Юные актёры с удовольствием принимали участие в школьных праздничных мероприятиях, смотрах художественной самодеятельности, инсценировали сказки и юморески, пробовали себя в постановках кукольного театра. Самое главное, что участники студии «Искорки» полюбили театральное творчество. После каждого выступления на школьной сцене звучал один вопрос: «Когда следующая репитиция? Что придумаем ещё?» Надо сказать, что они великие фантазёры, например, участвуя в совместном проекте
«Мульттерапия», сочинили сказку по мотивам знаменитого «Колобка», вылепили героев из пластилина и озвучили её. «Надо же, мы теперь знаем, как делают мультики!» радостно воскликнули артисты и принялись за воплощение нового замысла на школьной сцене. Кроме того, маленькие
«искорки» сотрудничали с городским детским театром «Лукоморье», участвовали в совместных театральных представлениях и мастер классах. Занятие театральным творчеством позволяло всем детям, независимо от состояния их здоровья, выражать себя и выступать на сцене перед зрителями. Применение метода режиссерской игры помогало формированию навыков культурного поведения, вербального и невербального общения, развивало эмоциональную сферу и обогащало духовные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия театральным творчеством благотворно влияли на атмосферу внутрисемейного общения, дети заряжали позитивными эмоциями родителей, обсуждали свои роли, вносили изменения и дополнения, словом творческий процесс создания театрального представления выходил за рамки школы и глубоко проникал в жизнь ребёнка, что благотворно влияло на его личностное развитие. По словам Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества… всё это дарит театр и занятия театральным творчеством!
Приложение:
Сказка «Колобок на новый лад» по мотивам русской народной сказки
«КОЛОБОК».
Где-то там за горой
Жил да был колобок удалой,
Захотелось ему прогуляться
На зеленой траве поваляться,
Но бабуля с дедулей в печали,
со слезами колобка умоляли:
Дед с бабой: «Колобок, наш сынок,
Не ходи за порог,
А не то пропадешь,
Волку в рот попадешь!
Лисе в рот попадешь и
Медведю!»
Не послушал колобок
Укатил за порог,
А с порога за ворота-
Ох, гулять ему охота!
Встретил зайца на лугу-
Колобок: «Хочешь песенку спою?»
поет: «Я красавец колобок,
у меня румяный бок,
вкусный я и сладкий я,
как четыре пирога!»
Заяц: «Ох, и песенка твоя хороша!
Покатился дальше он
Видит волка за кустом
Испугался колобок-
Пасть у волка ОГО-ГО!
Зубы страшные торчат
Колобок: «Что же делать? Сейчас съедят!»
Говорит ужасный волк:
Волк: «Отправляйся сразу в рот!»
Отвечает колобок:
Колобок: «Ты не торопись покушать!
Лучше песенку послушай!»
поет: «Я красавец колобок,
у меня румяный бок!
Очень свежий, спору нет,
Испекли меня в обед!
Баба с дедом полюбили,
на окошке остудили,
Вкусный я и сладкий я,
как четыре пирога!»
Волк: «Ох, и песня хороша!
Разливается душа!
Песни петь и я люблю-
Вою часто на луну!
Приходи в 12 ночи,
Попоем, если захочешь!»
Дальше покатился он-
На поляну прямиком.
На поляне той медведь
Вздумал часик похрапеть,
На поляне той цветы
Удивительной красы!
Чистый воздух и трава,
Медведь: «Все, что нужно мне для сна!»
А несчастный колобок,
Прямиком медведю в лоб-
Врезался и отскочил,
Но прощение попросил!
Колобок: «Извините вы меня,
Удалого колобка!
Я вам песенку спою,
колыбельную мою!»
поет: «Ой, ты милый мой медведь!
Ты усни, сейчас обед,
Сладко, сладко ты поспи,
И тихонько похрапи.
Пусть тебе приснится сон,
Сладким, сладким будет он,
А потом еще цветы,
пироги и пирожки!»
Медведь: «Ох, ты мастер песни петь!»
Похвалил его медведь,
Повернулся на бочок
И зевнул раззявив рот.»
Тут обрадовался наш колобок,
От медведя покатил наутек,
Быстро, быстро по тропинке убегал
И в лисицу он нечаянно попал!
Лиса: «Ох, ужасный колобок!
Ты зачем ударил в бок
Беззащитную лису, погубил мою красу!»
Колобок: «Ой, простите вы меня!
Не хотел я бить бока!
Может песенку вам спеть?
Похвалил ее медведь!»
Лиса: «Песенку? Ну что ж, давай!
Только громко запевай,
Полечи меня искусством
Я надеюсь, будет вкусно?
Поет: «Я красавец колобок,
у меня румяный бок,
а ты хитрая лиса –
не укусишь ты меня!
Я мудрейший колобок,
Полечу тебе я бок!
Громко песенку спою,
Нурофеном напою!»
Спел ей песню колобок,
А у лисицы- болит бок!
Закричала тут лиса вне себя:
Лиса : «Лечить искусством- не меня!
Хватит песенки мне петь,
не поможет это, нет!
Полезай-ка колобок
Прямо в рот, а оттуда в живот-
Там и бок!
Изнутри полечи ты меня
И не будешь ты впредь бить бока!»
Колобок лису не послушал,
Он- то знал, что лиса его хочет скушать
Баба с дедом ему сказку читали,
В детстве уму разуму научали.
Укатился колобок от лисицы,
Вызвал «Скорую» и ее отвезли в больницу!
Хитрую лису полечили,
«Валерьянкой», «Нурофеном» напоили,
Сделали ей 100 уколов
и отправили домой на «Скорой».
Улыбается теперь лиса!
Не болят у нее бока,
Говорит она колобку:
Лиса: «Я за все тебя БЛАГОДАРЮ!
Буду я тебя любить, буду песенки хвалить!»
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Конец.