Елена Леонидовна Созыкина
Нейроигры как инновационный метод в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Созыкина Е. Л.
Организация: МБДОУ Детский сад № 450 компинсирующего вида
Населенный пункт: г. Екатеринбург
«Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
На сегодняшний день воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой. По результатам ежегодного мониторинга, каждый педагог в нашем дошкольном образовательном учреждении, может отметить увеличение в группах детей с речевыми нарушениями, а также гиперактивных, невнимательных, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью. Таким детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции педагога, так как внимание рассеивается, и они улавливают только часть полученной информации. Отсюда следуют проблемы в обучении. Преодоление различных отклонений в развитии у детей с речевыми нарушениями, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптация и социализация в обществе. Поэтому я, работающая с такими детьми, включила в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание. В своей работе я применяю нейропсихологические игры и упражнения, которые позволяют непринуждённо, в игровой форме, эмоционально окрашено учить ребенка чувствовать пространство, свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать правильное взаимодействие ног и рук, совершенствовать свое зрительное и слуховое внимание, а также учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию.
Нейроигры представляют собой комплекс упражнений, который ориентирован на повышение взаимодействия полушарий головного мозга. Эти игры могут быть очень полезны как для детей, так и для взрослых. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость. Данные игровые упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий и каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого, левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. При несформированности межполушарного взаимодействия происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: инфантильность, отсутствие познавательной мотивации, задержка умственного развития, поведенческие нарушения, моторная неловкость, логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр) Формируя межполушарные связи нейроиграми и упражнениями, под влиянием двигательных импульсов от пальцев, у ребенка включается механизм «единства мысли и движения». У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук. Игры выборочно можно использовать во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей, как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Возможно применять элементы игр и упражнений, как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и устранение психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в своей группе:
Игра «КУЛАК РЕБРО ЛАДОНЬ»
При выполнении физминутки я применяю известное упражнение «Кулак, ребро, ладонь» и «ЗАЯЦ_- КОЛЬЦО - КОЗА». Целью этого упражнения является: развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие мышления, внимания, улучшение координации движений, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Ребёнку нужно запомнить 3 положения: кулак, ребро, ладонь. Сначала упражнение выполняется одной рукой, как левой, так и правой поочередно, затем можно усложнять выполнения заданий, включая согласованную работу обеих рук одновременно. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Игра «СОМНИ ЛИСТОК»
Прекрасной альтернативой пальчиковой гимнастики является упражнение «Сомни листок». Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками сомнём оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. Упражнение выполняется на весу. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи.
Игры ЗА СТОЛОМ (синхронное рисование). Многие, наверняка, слышали о невероятной пользе синхронного рисования двумя руками для интеллектуального развития. Такие упражнения часто рекомендуют нейропсихологи. Синхронное пальчиковое рисование, это одновременные движения обеих рук, активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Ребёнок проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.

Нейроигра «КРУГИ И ЛАДОШКИ» (зарядка для мозга). Игры с движением рук, зеркальные задания и упражнения на переключение внимания помогают быстрее усваивать информацию и лучше концентрироваться. Задачи ребенка соотнести цвет круга с ладонью.


ИГРА НА ВНИМАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.


ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И УСИДЧИВОСТИ

НЕЙРОЗАРЯДКА 5 минут в день. Ребенок будет лучше усваивать новую информацию, скорректируется поведение, улучшиться работа память, внимания и речевого развития.

Игры С МЯЧОМ Такие игры развивают физические качества: быстроту, силу, ловкость и прыгучесть.
Бросание и катание мяча тренирует глазомер, координацию и ритмичность.
Упражнения с мячами разного размера развивают мелкую моторику, усиливают кровообращение и укрепляют мышцы позвоночника, формируя хорошую осанку.


УЧИМ СЧЕТ В ИГРЕ Простая, подвижная игра на количественный счет.


Упражнения для РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОРОКИ РУК

ИГРА НА РАЗВИТИИ КРУПНОЙ МОТОРИКИ, КООРДИНАЦИИ, ВНИМАНИЯ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.


Игра «КТО ВПЕРЕД» игра на развитие внимания, внимательности, усидчивости.


Заключение
Нейроигры — это не просто забава, а мощный инструмент для развития вашего ребенка. Они способствуют формированию межполушарных связей, улучшают память, внимание, координацию и общее развитие мозга. Начните использовать нейроигры уже сегодня, и вы увидите, как раскрывается потенциал вашего малыша! Современные технологии позволяют нам лучше понимать структуры мозга и процессы его развития. Используя эти данные, мы можем создавать более эффективные методики для развития детей.
Нейроигры — это язык, на котором мы можем общаться с мозгом ребенка, стимулируя его развитие. Помните, что развитие ребенка — это непрерывный процесс, и нейроигры могут стать его важной частью. Они не только развивают когнитивные функции, но и помогают ребенку лучше понимать себя, свое тело и окружающий мир. Это инвестиция в будущее вашего ребенка, которая обязательно принесет свои плоды.
Список литературы:
1. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник [Текст]/ Ш. Т. Ахмадуллин/СПб. : Нева, –2022. 160 c.
2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. [Текст]/ М. Н. Гуслова/М. : Академия, –2018. 672 c.
3. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. / М. : АЙРИС-пресс, –2015. 416 c.
4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст]/М. М. Кольцова/ М., –1973. 122 с.
5. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / О. И. Крупенчук, О. В. Витязева под ред Т. Кондаковой. /СПб. : Литера,– 2021. 48 c.
6. ШанинаГ. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:учеб. пособие / Шанина Г. Е. - М. : Педагогика. – 2009. 39 с.