МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Татьяна Орлова
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

МДОУ – детский сад компенсирующего вида №7 Воспитатель : Орлова Т. А.

г. Моздок 2015 год

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Ориентация – определение своего положения на местности, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо.

Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире. И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, говорил, что визуальная ориентация занимает ведущее место.

В развитии ориентировки в пространстве Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина выделяют 5 этапов:

I этап - детей учат практической ориентировке «на себе» :

- учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.

- создают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т. д.

- учат ориентироваться в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате

- развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния

II этап – точка отсчета - собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя» :

- создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела

- учат обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами : правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т. д.

- учат показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя» : направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении

- учат находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади).

- учат обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя»

- знакомят детей с понятиями : далеко, близко.

- учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога

- обучают начальным навыкам микроориентировки (на поверхности листа бумаги) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

- формируют представление о простейшем схематичном, условном изображении игрушек и предметов (используя для этого четкие контурные изображения).

III этап – детей учат :

- Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя

- находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

- передвигаться в названном направлении. Сохранять направление движения; обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).

- ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

- находить дорогу в то или иное помещение к выходу на участок детского сада.

- ориентироваться на участке;

- определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

- знакомят с простейшей схемой пространства (кукольная комната).

- соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

- располагать предметы в реальном пространстве по схеме

- моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

IV этап – ориентировка по схеме. Детей учат :

- определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах, в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке

- знакомят со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

- составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

- составлять простейшие схемы пространства

- развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

- последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

- дают представление об относительности пространственных отношений : в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека

V этап –самостоятельное составление схем пространства. Детей учат :

- мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.

- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия

- самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства

- самостоятельно ориентироваться на территории детского сада

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР. Формирование полноценных физических движений является первостепенной задачей укрепления и совершенствования здоровья детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов» Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».Отражение величины как пространственного.

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения» Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания,.

Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть.

Консультация для педагога-дефектолога «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 07:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Орлова (УИ 393514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД