Ольга Сердюк
Семинар-практикум для воспитателей «Волшебные круги. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить педагогов, участвующих в семинаре, с нетрадиционной технологией аппликации для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
2. Отработать совместно с участниками семинара последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов аппликации из кругов разной фактуры;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Волшебные круги, Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
3. Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками семинара.
Ход:
1. Станция «Познакомимся»
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Ольга Борисовна, я работаю воспитателем в речевой группе МБДОУ «ДСКВ №102».
Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов рефлексивного дневника.
Дневник поможет вам анализировать результаты нашего семинара, оценивать значимость форм работы, проведённых с Вами. Откройте его и рассмотрите. Прошу ответить на вопросы второй странички.
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем наше путешествие.
2. Станция «Экскурсия в прошлое»
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры. По мнению И. Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.
Восточные медики установили, что массаж мизинца положительно воздействует на состояние сердца, безымянного – на нервную систему, среднего – на печень и почки, указательного пальца на состояние желудка; массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Центры, отвечающие за работу рук, в головном мозге обширны и связаны с другими нервными структурами, обеспечивающими восприятие, мышление, память, речь, внимание. Поэтому развитие мелкой моторики способствует развитию всех интеллектуальных функций, а также подготавливает руку к письму.
От уровня мелкой моторики у детей зависит способность обучаться в школе, качество письма, усидчивость. Всё это, в конечном итоге, определяет будущее ребёнка, его успеваемость в школе. Поэтому актуальность выбранной для мастер-класса темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений.
Методы и средства развития мелкой моторики разнообразны.
Методы развития мелкой моторики условно делятся на традиционные и нетрадиционные.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы.
Нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространённые методы развития мелкой моторики.
Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете методы развития мелкой моторики
Откройте дневник на 5 стр. и отметьте значком-(круг)традиционные методы развития мелкой моторики
И значком -(звезда) - нетрадиционные методы развития мелкой моторики.
Традиционные:
• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);
• Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
• Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;
• Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ;
• Игры на развитие тактильного восприятия:«Гладкий-шершавый»,«Найди такой же на ощупь» и т. д.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:
• простейшие виды оригами;
• аппликации из подручного материала;
• пластилинография;
• рисование пальчиками;
• рисование песком;
• пескотерапия;
• криотерапия;
• иглотерапия.
Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с нетрадиционным методом развития мелкой моторики, которая была внедрена в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это аппликация из кругов разной фактуры. Мы не только познакомимся с этим методом, попробуем на практике, как он используются в работе с детьми.
После проведенной диагностики выявилось, что у детей, которые пришли к нам в новом учебном году, мелкая моторика пальцев рук недостаточно развита, решила поработать над этой задачей. Я прочитала множество литературы, изучила многую информацию в интернете, хотелось найти что-то интересное, необычное. Мне попались несколько картинок аппликаций из кругов, но сложность работы с кругами была или недостаточна, или сложна для детей старшего дошкольного возраста. Но эта идея меня заинтересовала.
Составила план работы кружка «Волшебные круги». Темы занятий старалась взять в соответствии с темами недель в детском саду, на основе «Основной образовательной программы МБДОУ «ДСКВ №102» и программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвития речи под редакцией Т. Б. Филичевой, А. В. Чиркиной. Занятия проводила во вторую половину дня, 1 раз в неделю, длительностью 25-30 минут. Задачи ориентированы на ближайшую зону развития детей. На занятиях дети познакомились с кругом, приёмами складывания и деления его на части. Дети познакомились с понятием шаблон, для каких целей он нужен, научились работать со схемами. На занятиях использовался материал разной фактуры: бумага, картон, ватные диски.
Цель моей работы:
развитие мелкой моторики и координацию движения рук посредством использования нетрадиционной техники аппликации из кругов разной фактуры.
Определила задачи:
- создать предметно-развивающую среду,
- познакомить детей с нетрадиционными техниками творческой деятельности,
- обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы пальцев рук детей,
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,
- проводить просветительскую работу с родителями по этому направлению.
поставленные задачи реализуются через
- образовательную деятельность
- совместную деятельность педагога с детьми
- самостоятельную деятельность детей
- просветительскую работу с родителями
Аппликация из кругов разной фактуры – занятие увлекательное и доступное для детей разного возраста.
Данная техника заключается в выкладывании предметов из кругов, полукругов. Для создания более интересного сюжета, круг можно складывать, обрезать, склеивать. Благодаря этому изображение получается объёмным, ярким. Поэтому в этой технике и тренируются пальчики, развивается внимание, память, воображение.
Аппликацию можно выполнять из различных материалов, что развивает тактильное восприятие; работа с мелкими и хрупкими деталями способствует развитию аккуратности, точности движений; запоминание последовательности действий способствует развитию памяти; а так же развивается ориентировка на плоскости при расположении изображения на листе бумаги; закрепляются знания o цвете, форме и величине предметов, позволяет детям понять такие понятия как часть и целое. Детям нравятся такие занятия и обычно выполняют их они с удовольствием и усердием.
Конечно, большую роль в работе уделяется вниманию взаимодействия с родителями.
Взаимодействие с родителями является очень важным направлением деятельности. Основная его задача – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые игры», «Объёмная аппликация», «Первые шаги в освоении письма» и др. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребёнка в ДОУ и в семье.
Конечно результат проделанной работы говорит сам за себя:
- кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания,
- меняется нажим при работе с карандашами,
- повысилась творческая активность воспитанников,
- дети стали смело проявлять воображение,
- улучшилось логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие
Все это свидетельствует о положительной динамике развития мелкой моторики рук, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что проводимая работа поможет детям легче овладеть навыком письма.
3. Станция «Наши умения»
Сейчас мы посмотрим одно из занятий кружка по теме: «Зимний город», с использованием ватных дисков. Показ видео занятия по аппликации с использованием ватных дисков «Зимний город»
4. Станция «Разминка»
Теперь предлагаю всем встать в круг и подготовить наши пальчики к работе.
1.«Массаж ладоней рук»
Для начала разогреем свои ладошки, чтобы они были горячими (массаж ладоней рук).
2. Пальчиковая игра «Колкие иголки»
Ёжик маленький замёрз, (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)
И в клубок свернулся. (пальцы переплетены и согнуты)
Солнце ёжика согрело, (пальцы медленно разгибаются)
Ёжик развернулся! (пальцы переплетены и подняты вверх)
А сейчас я предлагаю поиграть с рукавичками.
3.«Рукавички».
Цель: развивать умение налаживать партнёрские отношения в совместной деятельности.
Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек (по цвету) в количестве, равном количеству пар участников игры. На обратной стороне рукавичек рисунки фасоли, карандаша и игольчатого мяча.
Ход игры
Ведущий раздаёт играющим рукавички и предлагает собраться по парам (цветам, затем командой только правая (левая) рукавички, и предлагает собраться командами с одинаковыми рисунками и занять места за столами с этими предметами и помассировать ладони данным предметом.
5. Станция «Мастерилка»
Уважаемые коллеги, предлагаю вам, поближе познакомится сданной технологией аппликации из кругов разной фактуры.
Приближаются праздники, и я хотела вас научить делать вот такую открытку (розы на кругу).
Основа открытки цветной картон в форме круга. Если поменять форму, например, в виде сердца, то такую открытку можно подарить на праздник Валентина и Валентины.
Край открытки оформлен с помощью атласной ленты.
Розы изготовлены из ватных дисков.
Стебли и листья из гофрированной бумаги.
У вас на столах лежат шаблоны кругов разных размеров. Рассмотрите их. Нам сейчас для основы нашей открытки понадобятся круг с цифрой 14.
1. На цветном картоне обведите этот шаблон и вырежьте круг.
2. По краю круга отметьте штрихи, как на циферблате часов.
3. По этим штрихам пробейте дыроколом отверстия.
4. Возьмите атласную ленту и «прошейте» через край по всему кругу. Завяжите два конца ленты в бантик (это будет верх вашей будущей открытки).
5. Сейчас возьмём ватный диск, сложим его конвертиком и закрепим ниткой или степлером, так чтобы остался небольшой хвостик.
6. Вывернем конвертик на изнаночную сторону и сформируем розочку.
7. Для стебелька нам понадобится гофрированная бумага зелёного цвета. Отрежем полоску шириной 2 см. Начиная с края, скручиваем бумагу в жгутик, до тех пор, пока не закончится полоска.
8. Листочек тоже делаем из гофрированной бумаги, нарезаем полоски шириной 2см, длиной 2 и 3см, с одной стороны полоски делаем срез, с другой стороны закручиваем в жгутик.
9. Выкладываем заготовки на подготовленный картон, приклеиваем их.
Открытка готова.
6. Станция «Мы все сумеем сами»
А теперь, я предлагаю вам самостоятельно выполнить работы из предложенного материала. Для облегчения работы у вас на столах лежат образцы готовых работ, ваша задача выполнить эти работы и продумать, как схематично можно изобразить последовательность выполнения задания, придумать либо пальчиковую игру, либо массаж кистей рук.
Выполнение работы.
1. «Лягушки»
2. «Ёжик»
3. «Дерево с яблоками»
После того как все справятся с заданием, рассмотреть полученные работы, прослушать придуманные пальчиковые игры, похвалить всех участников за мастерство.
7. Станция "Рефлексия"
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам один из вариантов нетрадиционной методики для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи – аппликация из кругов разной фактуры.
- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся личико.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное личико.
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Спасибо за внимание!