Анна Петрова
Консультация для педагогов «Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер).
Американский психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности - «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работе в любой области науки и производства.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам).
Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, так и взрослых это арктофилия (коллекционирование мягких игрушек, барбифелия (коллекционирование барби и одежды к ним, библиофилия (коллекционирование книг и других печатных изделий, киндерфилия (коллекционирование «киндерсюрпризов» из шоколадных яиц, легографи (коллекционирование игрушек лего, нумезматика (коллекционирование монет).
В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интелектуально-логический принцип подбора материала.
В процессе коллекционирования развивается способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, нестандартность мышления, умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обучать, выделять главное, владение умением поиска аналогов.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять.
Основные формы работы с детьми и родителями:
• анкетирование;
• консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию;
• встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада);
• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр фильмов;
• индивидуальные беседы с детьми по интересам;
• организация выставок коллекций детей в детском саду.
Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.
Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми. Например: собирание камней. Любой камень для ребёнка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Во время прогулок дети находят много различных камешков, которые отличаются размером, цветом, формой. Интересные экспонаты дети приносят после прогулок, поездок с родителями в горы, на берег моря. При сборе коллекции семян и плодов тоже используется соответствующая мотивация: корм зимующим птицам.
Вместе с детьми и родителями можно собирать коллекции иллюстраций, фигурки животных разных стран, транспорт, времена года, пуговиц, листья разных деревьев, которые могут быть приурочены к различным праздникам, памятным датам. Например, для создания альбомов на темы: «В мире животных», «Виды транспорта», «Никто не забыт, и ничто не забыто», «В космических просторах», «Это интересно».
В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.
Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.
В детском саду коллекции должны служить не просто образцами с которым ребёнок имеет возможность постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям.
В работе с детьми коллекции могут быть использованы :
• На занятиях по математике и логике используются как счетный материал, вариации, формы, величины, сериационные ряды, временные представления и т. д
• На занятиях объекты служат хорошим наглядным и раздаточным материалом, предметом для обследования, экспериментирования, любования
• В игровой деятельности (игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры «Геологи» и т. д.)
• В организации выставок в холлах детского сада («Времена года», «Домашняя коллекция»)
• На встречах с коллекционерами в ДОУ для рассказа о своем увлечении («Встречи с интересными людьми»)
• В трудовой деятельности по оформлению предметно-развивающего пространства
• В развитии речи (обогащение словаря, формирование связной речи)
• Описание объектов, учат детей рассуждать, повествовать, а также коллекция является основой для сочинительства
• В организации индивидуальной деятельности по интересам.
Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти экспонаты, завести картотеку.
Таким образом, коллекционирование способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как аккуратность, терпение, любознательность, настойчивость, пробуждает интерес к истории географии, искусствоведению или родной природе. Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых – помогать детям, проявлять и оказывать всяческое содействие его начинаниям.
Памятка для педагогов по коллекционированию
Коллекции девочек, коллекции мальчиков
В младшем возрасте детей привлекают игрушки животных
В старшем возрасте детей привлекают фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.
Детей привлекают вещи, которые ничего не стоят- фантики от конфет и шоколада
Педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.)
В группе определяется место для хранения коллекции. Оно должно быть доступно для любования и для общения с детьми.
Открытки, фантики удобно хранить в альбомах для фотографий
Мелкие предметы хранятся в коробах
Игрушки располагают на полках
При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции.
Вместе с детьми определяются правила обращения с коллекцией.
ОПРОСНИК ПО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ
(для родителей)
Одна из форм работы по развитию творческих способностей детей в семье – коллекционирование. Коллекционирование способствует формированию эстетического вкуса ребенка, расширяет его кругозор, развивает любознательность, а также помогает найти взаимопонимание с ребенком.
Вспомните свое детство, увлечения свои и своих родителей. Бабушек, дедушек и ответьте на следующие вопросы:
• Занимались ли коллекционирование Ваши родители?
• Занимались ли коллекционирование Ваши бабушки, дедушки? Что они коллекционировали?
• Стало ли это традицией семьи?
• Увлекались ли Вы коллекционированием? Что Вы коллекционируете?
• Интересуется ли Ваш ребенок коллекционированием? Что он коллекционирует?
• Какова Ваша роль в увлечении вашего ребенка:
создаёте атмосферу творческого поиска, поощряете его старания;
не гасите возникший интерес;
тактично, деликатно помогаете ребенку в выборе вида коллекции и в самом процессе коллекционирования;
создаете доброжелательную атмосферу, привлекая его к занятию близких, друзей, устраиваете показ его коллекций;
не заставляете чрезмерно увлекаться любимым делом.
7. Есть ли в семье старшие дети? Увлекается ли кто-нибудь из них коллекционированием?
8. Что они (он, она) коллекционируют?
9. Какие положительные качества на Ваш взгляд сформировались у ребенка (детей) благодаря коллекционированию?
10. Помогут ли данные качества успешной учебе ребенка в школе?