Мария Куренкова
Использование ИКТ в развитии познавательных процессов старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Публикация «Использование ИКТ в развитии познавательных процессов старших дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения.
Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.
1. Опосредованное обучение и развитие
а) Использование глобальной сети Интернет;
б) Использование компьютера для ведения документации.
2. Непосредственное обучение.
а) Использование развивающих компьютерных программ;
б) Использование мультимедийных презентаций.
В своей работе широко использую интернет ресурсы. Возможности, которые в настоящее время предоставляют сетевые электронные ресурсы, позволяют решить ряд задач. Во-первых, это дополнительная информация. Для себя выделяю следующие интернет-ресурсы:
1. Челябинский дошкольный портал https://forchel.ru/
2. ДЕТсад https://detsad-kitty.ru/
3. Портал Солнышко https://www.solnet.ee/contests/index.php
4. Мультимедиа для дошколят https://lutiksol.narod2.ru/
5. MATVEJKA https://matveyrybka.ucoz.ru/
6. Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
7. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
Во-вторых, они позволяют подбирать разнообразный материал к занятиям, как статический (иллюстрации, так и динамический (видеоматериалы). Н-р, на занятии по формированию целостной картины мира, расширению кругозора «Откуда хлеб пришел» был использован видеоматериал, рассказывающий о том, как выпекается хлеб на заводе. В рамках изучения темы ребятами были просмотрены передачи из цикла АБВГДейка «Как печется хлеб», «Пирог по рецепту АБВГДейки».
Кроме этого интернет ресурсы я применяю для распространения своего опыта работы. Так мною созданы персональные странички на международном образовательном портале maam.ru https://www.maam.ru/users/365847 и социальной сети работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/mariya-kurenkova.
ИТК позволяет мне вести документацию группы: написание тематического планирования, плана воспитательно-образовательной работы, конспекту занятий и мероприятий, оформление результатов диагностики, ведение портфолио воспитанников, оформление приемной группы (объявления, консультации, буклеты и другая информация для родителей).
Для повышения познавательного интереса воспитанников широко использую образовательные программы и мультфильмы. Среди них наибольший интерес вызывают:
1. «АБВГДейка».
2. «Уроки тетушки Совы» («Азбука безопасности на дороге», «Азбука осторожности», «Уроки хорошего поведения», «Времена года», «Уроки доброты»)
3. «Веселые уроки с Хрюшей» («Учимся считать вместе с Хрюшей», «Русский вместе с Хрюшей»)
4. «Занимательные уроки» («Арифметика для малышей», «Учимся считать», «Природоведение для самых маленьких» и др.)
Кроме того применяю на занятиях презентации, как найденные в сети интернет, так и разработанные мною, среди которых «Знаки дорожного движения», «Правила безопасности детей на водоемах в зимнее время». Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Еще одно применения ИКТ в моей работе с дошкольниками – участие во всероссийских конкурсах:
1. https://voprosita.ru/ Всероссийский конкурс «Вопросита». Блиц-олимпиада «Мы считаем все подряд». Победитель I степени. (Куренкова Карина)
2. конкурсофф. рф Международный творческий конкурс «Конкурсофф». Номинация: декоративно-прикладное искусство. Лауреат I степени (Козлов Кир)
3. https://1.smartmoms.ru/ Международная викторина по ПДД «Юный инспектор ДПС». Диплом I степени (Калинкин Егор) Международная викторина по окружающему миру «Журавлик». Диплом I степени (Куренкова Карина, Медведева Софья, Международная олимпиада по математике «Осенняя математика». Диплом I степени (Медведева Софья, Всероссийский конкурс «Сказочная осень». Диплом II степени (Литвинова Полина, Международная викторина по математике «Пифагорик». Диплом I степени (Куренкова Карина, Калинкин Егор, Литвинова Полина, Международная олимпиада по познанию «Герои советских мультфильмов» Диплом I степени (Куренкова Карина, Литвинова Полина, Международная олимпиада по окружающему миру «Домашние животные из сказок» Диплом I степени (Карпов Никита, Международная викторина по окружающему миру «Мир вокруг нас» Диплом I степени (Медведева Софья)
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития старших дошкольников достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.