Алевтина Толмачева
«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников
(Мастер-класс для педагогов района).
Уважаемые коллеги! Мы живем в 21 веке. Большой поток информации, расширение человеческих контактов, ранняя компьютеризация, рост темпа жизни – все это приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современного человека. Основной заботой родителей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в школу.
Публикация «„Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников“, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
И все-таки, по нашему глубокому убеждению, к моменту поступления ребенка в школу главное значение приобретает не большой объем знаний, а уровень развития познавательных способностей.
15 лет я веду в детском саду математический кружок «Умники и умницы». Цель создания кружка: развитие познавательной активности у детей-дошкольников. Учебно-познавательное общение должно строиться как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка.
Чтобы заинтересовать детей, с ними нужно играть, играть постоянно и увлеченно. Не нужно навязывать ребенку своих ответов – у него своя логика. А познакомиться с ней (логикой) можно, если терпеливо и доброжелательно выслушать аргументы ребенка в подтверждение своей версии. Награда – горящие глаза и желание играть еще и еще.
Цель мастер – класса :
Заинтересовать педагогов района методами активизации мышления детей с помощью использования наглядных пособий.
В своей работе я использую много пособий, которые не требуют финансовых затрат, т. к. сделаны своими руками. Они просты в использовании, универсальны. А интерес у детей очень велик.
Таблица сотни Б. Никитина.
Борис Никитин – педагог-новатор, педагогические взгляды которого широко известны и за рубежом.
Специальные игры Б. Никитина являются своеобразной «умственной гимнастикой» не только в детском саду, но и в школе.
Многие из нас делают по утрам гимнастику для тела, но забывают про умственную гимнастику, которая полезна в любое время суток и для детей, и для нас – взрослых.
Я взяла на вооружение советы Б. Никитина. Каждое занятие с детьми мы начинаем с математической разминки. Предлагаю вашему вниманию примеры некоторых разминок.
1. «Отвечай «да» или «нет»
• В пустом стакане есть орехи?
• В неделе 7 дней?
• У квадрата все стороны равны?
• Январь – это осенний месяц?
• Весной птицы улетают на юг?
• Декабрь год заканчивает?
• Яблоко – это фрукт?
• Ледоход бывает весной?
• У прямоугольника 3 угла?
2. «Блиц – турнир»
• Назови времена года.
• Сколько дней в неделе?
• Назови рабочие дни.
• Назови выходные дни.
• В какое время года бывает снегопад?
• В какое время года бывает листопад?
• В какое время года бывает ледоход?
• Какого зверя не встретишь в нашем лесу?
• Сколько пальцев у перчатки?
• Какое число встречается в сказке о Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и Ниф-Нифе?
3. «Назови одним словом»
• Суп, каша
• Муха, комар
• Пенал, линейка
• Золото, серебро
• Москва, Киров
• Комар, пчела
4. «Ответь на вопрос!»
• Что может быть твердым?
• Что может быть мягким?
• Что может быть длинным и коротким?
• Что может быть и высоким, и низким?
Прежде чем работать с таблицей сотни, я знакомлю детей с числами второго десятка, мы учимся составлять, читать и сравнивать двузначные числа.
Задания по таблице:
• Сколько чисел живет в таблице сотни?
• Самое маленькое число?
• Самое большое число?
• Сколько рядов в таблице?
• Сколько колонок в таблице?
• Прочти все числа в 1,2,3,5,8… ряду.
• Прочти все числа в 1,3,4,5.10…колонке.
• Кто скорее найдет число (соревнование в парах).
• Сосчитайте до 100 десятками.
• Сосчитайте от 100 десятками.
Когда ребенок четко усвоит структуру таблицы, можно задавать вопросы:
• Какое число находится выше числа 57?
• Какое число находится ниже числа 45?
• Какое число находится правее числа 35?
• Какое число находится левее числа 83?
Сначала дети стоят лицом к таблице, потом становятся к ней спиной и отвечают на подобные вопросы.
По таблице сотни можно выполнять действия на сложение и вычитание:
• (53+23) – находим число 53, делаем 2 шага вправо (число, обозначающее десятки) и 3 шага вниз (число, обозначающее единицы, читаем ответ: 76.
• (36+41) - находим число 36, делаем 4 шага вправо и 1 шаг вниз, читаем ответ: 77
• (43-12) - находим число 43, делаем 1 шаг влево и 2 шага вверх, читаем ответ: 31.
«Числовой отрезок»
«Числовой отрезок» - универсальное пособие для работы с детьми – дошкольниками.
Знакомство с числовым отрезком:
«У меня есть замечательный отрезок, называется он числовым. Как вы думаете, почему? Числовой отрезок поможет вам выполнить любое задание без труда. С числовым отрезком подружился этот маленький лягушонок, который с удовольствием будет вам помогать».
Задания:
• Я назову числа. Проверьте, не пропустила ли я какое-нибудь число: 1,2,3,5,6,7,8,9,10.
• Назовите число, следующее за числом 5.
• Назовите число, предыдущее числа 8.
• Назовите соседей числа 9.
• Увеличьте число 6 на 1.
• Уменьшите число 7 на 1.
• Посчитайте от 10 до 1, от 8 до 2, от 6 до 0 и т. д.
• Образование числа из предыдущего.
• Состав любого числа.
• Решение примеров на сложение и вычитание: (9 – 2); (6 + 4); (4 + 5 – 3); (8 – 6 + 5)
«Волшебный алфавит»
(путешествие по алфавиту)
«УСПЕШНЫЙ РЕБЁНОК»
• 3 клетки вправо, 3 клетки вниз (У);
• 2 клетки влево (С);
• 1 клетка вверх, 4 клетки вправо (П);
• 1 клетка вверх, 5 клеток влево (Е);
• 3 клетки вниз, 2 клетки вправо (Ш);
• 2 клетки вверх, 1 клетка вправо (Н);
• 2 клетки вправо, 2 клетки вниз (Ы);
• 3 клетки вверх (Й);
• 1 клетка вверх, 5 клеток влево (*);
• 3 клетки вниз (Р);
• 2 клетки вверх (Е);
• 2 клетки вправо, 1 клетка вверх (Б);
• 1 клетка вниз, 1 клетка влево (Ё);
• 1 клетка вниз, 2 клетки вправо (Н);
• 1 клетка вправо (О);
• 4 клетки влево (К).
Ожидаемый результат:
«Таблица сотни Б. Никитина»
• Изучение чисел до 100;
• Развитие внимания;
• Умение ориентироваться в пространстве;
• Умение быстро отвечать на вопросы;
• Упражнение в прямом и обратном счете;
• Умение находить числа «до» и «после» в пределах 100;
• Умение складывать и вычитать двузначные числа;
• Развитие чувства взаимопомощи, взаимоконтроля, самооценки.
«Числовой отрезок»
• Умение образовывать новое число из предыдущего;
• Умение увеличивать и уменьшать числа;
• Умение находить соседей числа;
• Умение находить предыдущие, последующие числа, числа, расположенные «между».
• Умение ориентироваться на прямой (вправо, влево);
• Умение решать примеры на сложение и вычитание.
«Волшебный алфавит»
• Развитие внимания, памяти;
• Умение ориентироваться на листе в клетку;
• Умение одновременно выполнять несколько