Елена Шлыкова
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи. Огромную роль в речевом развитии ребенка играет детская литература. Первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, являются малые фольклорные формы – колыбельные песенки, пестушки, потешки, заклички, дразнилки, считалки, утешалки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
Публикация «Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги.
Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей, а также в режимных моментах. С их помощью можно развивать… (на слайде)
Задачи использования малых фольклорных форм
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;
4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.
Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста. Опыт нашей деятельности показывает, что младшие дошкольники обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время расставания с родителями стараемся переключить внимание ребёнка на новую для него игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи.
или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, потешек воспитываем у малышей положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю…»
Помогает потешка и в процессе приема пищи детьми. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую»
Активно используем потешки в работе по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию у детей опрятности, аккуратности. Например, при при причёсывании используем всем известную потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд…
Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.
Для использования малых фольклорных форм не нужно выделения отдельного времени и поиска особых форм работы. Их можно использовать во время проведения любой организованной образовательной деятельности.
В ООД по лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На занятиях по конструированию строим домик (избушку, обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка. Использование этих малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко», «Дождик-дождик, пуще…»).
В самом начале учебного года мы увидели, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной начали активно использовать народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождаем движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Загадки очень полезны для малышей, они заставляют ребенка мыслить образно, направляют его внимание на предметы и явления окружающего мира, их отличительные признаки, повышают мыслительные способности и воображение. Во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями мы часто используем театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Мы обыгрываем сказки или придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит развивается активный словарь, фантазия детей, они становятся сплоченее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. ООД по развитию речи начинаем с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к учебной деятельности. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не устали, потом читаем на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, обсуждаем и заучиваем. В конце играем в хороводную игру или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее.
Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей воспитатель должен :
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами языка;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности при чтении произведений (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы.
Большое значение для развития речи детей имеет специальная организация предметно-развивающей среды.
Для использования в работе с детьми малых фольклорных форм в книжном и речевом уголках необходимо иметь
-подбор книг с фольклорными произведениями (книжки-раскладушки, книжки-вырубки и т. д.)
-раскраски потешек, загадок и т. д. ;
- наборы открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам,
-диски с народными песенками, потешками, сказками;
-элементы народных костюмов, атрибуты для драматизации;
-образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды и т. д.
С целью повышения интереса и мотивации дошкольников к малым фольклорным жанрам можно использовать прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа, Петрушки и др.). Игровые персонажи создают общее настроение (ласковость, шутливость или грусть) в процессе прослушивания потешек, повышают активность детей и эмоциональную экспрессивность.
Таким образом, детский фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с малыми фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Чаще используйте возможности малых фольклорных жанров в работе с детьми!