Приложение МААМ

Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников

Елена Оленева
Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно в детской среде. «Детство» выступает как особая субкультура, где наиболее полно раскрываются особенности внутреннего мира детства. Изучив его особенности, структуру и потенциал, мы пришли к выводу о возможности и необходимости рассматривания детской субкультуры как одного из механизмов развития личности ребенка при сохранении того ценного, что таит в себе детство. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения.

Публикация «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах

Взрослые познают в основном внешнюю, объективную форму существования мира детства. Но нельзя отрицать очевидного: мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания мира.

В содержание детской субкультуры входят:

- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками, ритуальные компоненты детского общения (например, ритуал примирения)

- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных вопросов, конфликтных ситуаций (дразнилки,

- детский фольклор,

- увлечения: детское собирательство (тайники, секреты) и коллекционирование,

- способы и формы свободного времяпровождения (разные виды игровой и продуктивной деятельности,

- детская мода,

Субкультурные формы: детские проблематизации, философствование. Словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, сказочный мир).

Возможно рассмотрение детской субкультуры как одного из механизмов развития творческого потенциала ребенка, развития потенциальных возможностей, его внутренней свободы и самостоятельности.

Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. Люблинская и др.)

Н. С. Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является высшим проявлением активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации и многие другие психологические характеристики.

Американский психолог Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую деятельность.

Качества творческой личности:

- умение видеть необычное в обычном;

- умение по – новому взглянуть на привычное;

- умение видеть несоответствие;

- чувство юмора и т. д.

Творческий потенциал успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающим.

Развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность. Пробудить способность – значит «завести» механизм формирования способностей.

Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать, легкость возникновения новых образов, необычных суждений – эти и другие характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста создают возможности для развития творчества.

Здесь мотив в деятельности воображения – удивление. Оно представляет собой стимул к организации внимания и освобождает скрытую энергию внутреннего впечатления.

Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. (жизненная стратегия творческой личности) говорит о встрече с «Чудом», как одним из условий становления творческой личности.

Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования, которое является частью, содержанием детской субкультуры.

Академик И. П. Павлов говорил, что коллекционирование приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для работы в любой области науки и производства.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).

Полезное коллекционирование начинается с систематизации изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости. С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий.

Внимательное отношение взрослого к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления творческой инициативы, познавательной активности ребенка.

Роль педагога в создании коллекции – ненавязчиво рассказать детям о чьей – то коллекции, предложить устроить выставку уже собранных ими коллекций (фантики, фишки, игрушки).

Интерес детей младшего дошкольного возраста неустойчив. В этот период развития ребенка можно коллекционировать игрушки. Дети будут с удовольствием рассматривать их, дополнять коллекции новыми экспонатами От педагога зависит степень и устойчивость познавательного интереса. Необходимо включение персонажа коллекции в игровые ситуации, сюжетно – ролевые режиссерские игры, игры - драматизации.

В старших группах коллекции используют для построения творческих рассказов.

Достоинство работы по коллекционированию – его интегративность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее полученная информация систематизируется, формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Можно говорить о терапевтическом влиянии коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая обстоятельства появления того или иного экземпляра, оживляются эмоции, воспоминания, связи с прошлым. Альбомы коллекций могут рассказывать о переменах в жизни. Если использовать коллекции с этой целью, необходимо научить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций, которые просветляют душу.

С ребятами начальных классов педагог договаривается собирать коллекции. Каждый обязательно выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто-то изъявил желание коллекционировать ключи от старых замков, кто-то монеты, пуговицы, камушки, раковины. А чтобы коллекции собирались быстрее договорились, собирать их вместе всем классом. Например, каждый, кто найдет коллекционные (ненужные) ключи, принесет и отдаст их тому, кто собирает коллекцию ключей. Аналогично - каждый, кто найдет интересный камушек, обязательно подарит его тому, кто готовит коллекцию камушков. В этих условиях коллекции собираются стремительно. В короткий срок формируется множество разноплановых и очень любопытных коллекций. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договариваемся, что коллекционеры принесут из дома металлические или крепкие картонные коробки из-под, печенья конфет и др. И каждый будет аккуратно складывать добытые материалы.

Коробки коллекционеров быстро наполняются множеством удивительно ценных вещей. Необходимо стремиться стимулировать авторов к изучению собранных материалов. Знакомясь с новыми поступлениями, педагогии и психологи должны постоянно обращаться с вопросами к авторам коллекции. Дети сами находили много информации о мраморовидных известняках, ключах от сейфовых замков, или раковинах, в которых вырастают настоящие жемчужины.

Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную способность к классифицированию и систематизации.

Коллекционирование - занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт как: целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С нашей точки зрения оно привлекательно тем, что с полным правом может быть отнесено к исследовательской деятельности. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей. Завершение работы – рассказ о коллекциях.

Коллекционированием можно заниматься всю жизнь, но на сбор своих первых коллекций дети потратят несколько недель. За это время каждый ребенок соберет собственную коллекцию, тщательно изучит и систематизирует все собранные материалы.

Что коллекционировать?

Младший дошкольный возраст:

Игрушки животных: зайчики, медвежата, собаки.

Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст:

Игрушки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки, марки, Гербарии, Птичьи перья, ракушки, камушки, фантики от конфет, шоколада (например, на темы сказок)

Хранение.

Коллекция должна быть доступной для детей. Открытки, фантики хранят в небольших альбомах. Для мелких предметов – коробки из-под конфет или обуви.

Использование коллекций.

Интегрированный подход к организации воспитательно - образовательного процесса позволяет использовать коллекционирование в различных образовательных сферах.

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности дошкольников Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные.

Использование игр математического содержания во 2 младшей группе для развития интеллектуальных способностей дошкольниковИспользование игр математического содержания во 2 младшей группе для развития интеллектуальных способностей дошкольников Каждый ребенок - это исследователь, который познает мир. Задача взрослых помочь ему в этом, дать толчок для развития интеллекта, не погасив.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребенок –.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Развитие творческой инициативы в контексте ФГОС до Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития.

Консультация «Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО: центр экспериментирования. Слайд №.

Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.

Творческая работа «Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников» “ «Расскажи – и я забуду», Покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз.

Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в проектной деятельности Значение взаимодействия с семьей при поддержке детской инициативы. Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников
Опубликовано: 16 октября 2015 в 14:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Оленева (УИ 188901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД