Елена Оленева
Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно в детской среде. «Детство» выступает как особая субкультура, где наиболее полно раскрываются особенности внутреннего мира детства. Изучив его особенности, структуру и потенциал, мы пришли к выводу о возможности и необходимости рассматривания детской субкультуры как одного из механизмов развития личности ребенка при сохранении того ценного, что таит в себе детство. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения.
Публикация «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах
Взрослые познают в основном внешнюю, объективную форму существования мира детства. Но нельзя отрицать очевидного: мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания мира.
В содержание детской субкультуры входят:
- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками, ритуальные компоненты детского общения (например, ритуал примирения)
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных вопросов, конфликтных ситуаций (дразнилки,
- детский фольклор,
- увлечения: детское собирательство (тайники, секреты) и коллекционирование,
- способы и формы свободного времяпровождения (разные виды игровой и продуктивной деятельности,
- детская мода,
Субкультурные формы: детские проблематизации, философствование. Словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, сказочный мир).
Возможно рассмотрение детской субкультуры как одного из механизмов развития творческого потенциала ребенка, развития потенциальных возможностей, его внутренней свободы и самостоятельности.
Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. Люблинская и др.)
Н. С. Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является высшим проявлением активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации и многие другие психологические характеристики.
Американский психолог Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую деятельность.
Качества творческой личности:
- умение видеть необычное в обычном;
- умение по – новому взглянуть на привычное;
- умение видеть несоответствие;
- чувство юмора и т. д.
Творческий потенциал успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающим.
Развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность. Пробудить способность – значит «завести» механизм формирования способностей.
Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать, легкость возникновения новых образов, необычных суждений – эти и другие характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста создают возможности для развития творчества.
Здесь мотив в деятельности воображения – удивление. Оно представляет собой стимул к организации внимания и освобождает скрытую энергию внутреннего впечатления.
Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. (жизненная стратегия творческой личности) говорит о встрече с «Чудом», как одним из условий становления творческой личности.
Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования, которое является частью, содержанием детской субкультуры.
Академик И. П. Павлов говорил, что коллекционирование приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для работы в любой области науки и производства.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).
Полезное коллекционирование начинается с систематизации изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости. С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий.
Внимательное отношение взрослого к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления творческой инициативы, познавательной активности ребенка.
Роль педагога в создании коллекции – ненавязчиво рассказать детям о чьей – то коллекции, предложить устроить выставку уже собранных ими коллекций (фантики, фишки, игрушки).
Интерес детей младшего дошкольного возраста неустойчив. В этот период развития ребенка можно коллекционировать игрушки. Дети будут с удовольствием рассматривать их, дополнять коллекции новыми экспонатами От педагога зависит степень и устойчивость познавательного интереса. Необходимо включение персонажа коллекции в игровые ситуации, сюжетно – ролевые режиссерские игры, игры - драматизации.
В старших группах коллекции используют для построения творческих рассказов.
Достоинство работы по коллекционированию – его интегративность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее полученная информация систематизируется, формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Можно говорить о терапевтическом влиянии коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая обстоятельства появления того или иного экземпляра, оживляются эмоции, воспоминания, связи с прошлым. Альбомы коллекций могут рассказывать о переменах в жизни. Если использовать коллекции с этой целью, необходимо научить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций, которые просветляют душу.
С ребятами начальных классов педагог договаривается собирать коллекции. Каждый обязательно выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто-то изъявил желание коллекционировать ключи от старых замков, кто-то монеты, пуговицы, камушки, раковины. А чтобы коллекции собирались быстрее договорились, собирать их вместе всем классом. Например, каждый, кто найдет коллекционные (ненужные) ключи, принесет и отдаст их тому, кто собирает коллекцию ключей. Аналогично - каждый, кто найдет интересный камушек, обязательно подарит его тому, кто готовит коллекцию камушков. В этих условиях коллекции собираются стремительно. В короткий срок формируется множество разноплановых и очень любопытных коллекций. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договариваемся, что коллекционеры принесут из дома металлические или крепкие картонные коробки из-под, печенья конфет и др. И каждый будет аккуратно складывать добытые материалы.
Коробки коллекционеров быстро наполняются множеством удивительно ценных вещей. Необходимо стремиться стимулировать авторов к изучению собранных материалов. Знакомясь с новыми поступлениями, педагогии и психологи должны постоянно обращаться с вопросами к авторам коллекции. Дети сами находили много информации о мраморовидных известняках, ключах от сейфовых замков, или раковинах, в которых вырастают настоящие жемчужины.
Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную способность к классифицированию и систематизации.
Коллекционирование - занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт как: целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С нашей точки зрения оно привлекательно тем, что с полным правом может быть отнесено к исследовательской деятельности. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей. Завершение работы – рассказ о коллекциях.
Коллекционированием можно заниматься всю жизнь, но на сбор своих первых коллекций дети потратят несколько недель. За это время каждый ребенок соберет собственную коллекцию, тщательно изучит и систематизирует все собранные материалы.
Что коллекционировать?
Младший дошкольный возраст:
Игрушки животных: зайчики, медвежата, собаки.
Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст:
Игрушки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки, марки, Гербарии, Птичьи перья, ракушки, камушки, фантики от конфет, шоколада (например, на темы сказок)
Хранение.
Коллекция должна быть доступной для детей. Открытки, фантики хранят в небольших альбомах. Для мелких предметов – коробки из-под конфет или обуви.
Использование коллекций.
Интегрированный подход к организации воспитательно - образовательного процесса позволяет использовать коллекционирование в различных образовательных сферах.