Ольга Николаевна Щемелева
Использование музейной педагогики в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Существует опыт использования музейно-педагогических средств в образовательной деятельности учреждения. С помощью средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма и др. Но не все дошкольные учреждения используют музейные экспонаты для познавательного и речевого развития детей.
Публикация «Использование музейной педагогики в развитии дошкольников» размещена в разделах
Основная цель работы нашего педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и духовно-нравственного развития дошкольников.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». В помещении нашего детского сада есть небольшой музей, и дети имеют возможность знакомиться с экспонатами этого музея.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. Каким образом он это делает:
-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория», «музей – театр», «музей – игровое пространство»).
Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
Какие же задачи мы ставим перед собой:
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора у дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о вехах истории, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, необходимо развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка…
В процессе создания музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики : художественные, социальные, деятельностные.
Художественные средства – это фотографии, альбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания,художественная литература, материалы о поселке, районе, природе родного края.
Социальные средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, детского сада, события в жизни ребенка.
Деятельностные средства - представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее группы, детского сада;
• совместная поисковая деятельность с педагогом и семей, составление проектов;
• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).
Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.
Музей дошкольного образовательного учреждения и мини-музеи в группах ведут в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу в соответствии с воспитательно-образовательными задачами детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, развивая тем самым коммуникативные способности, формируя навыки общения, что, безусловно, важно в развитии детей.
В каждой возрастной группе были созданы мини-музеи. Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражают специфику возраста детей данной группы. Эти музеи богаты не только экспонатами, но и научным фондом, который используется на занятиях и вне их.
На базе музея детского сада и мини-музеев мы проводим занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой, по развитию речи, по изобразительной деятельности. С помощью музейных экспонатов у дошкольников формируются художественно-эстетические, коммуникативно-речевые, художественно-речевые компетенции.
Также в музейной работе мы используемтехнические средства : фонд звукозаписей, презентаций, видеофильмов, которые играют важную роль в развитии детей.
Совместную деятельность с детьмис использованием музейных экспонатов можно проводить в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии дошкольников. Планируя, в любое занятие можно включить музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятия. В проведении занятий и совместной деятельности используем следующие приемы :
-беседа,
-экскурсии,
-чтение художественной литературы,
-рассматривание картин и иллюстраций,
-театрализованная деятельность,
-художественно-продуктивная деятельность.
Организация занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет.
В группе младшего возраста знакомим детей с названиями предметов быта и демонстрируются способы действия с ними. Для большей доступности материала применяются игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.
Постепенно с возрастом расширяются представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Необходимо предоставить возможность детям увидеть и сравнить предметы прошлого и словесно обосновать разницу между ними, например, та же самая посуда, мебель и т. д.
Очень любят дети слушать художественное чтение. Выразительное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.
Даже сказки К. И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань? Всё это можно увидеть в музее. Мало кто из детей может догадаться, какая это избушка или кудель, или лохань. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить возможно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей.
При составлении описательных рассказов также можно использовать музейные экспонаты. Составить описательный рассказ можно по любому музейному экспонату, будь-то экспонат из музея ДОУ или из мини-музея любой группы. Для детей младшего возраста можно использовать более упрощенную форму составления описательного рассказа.
Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка.