Елена
Консультация для педагогов «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперимент- метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Педагогам следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Опыт показывает,что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду в разнообразные льдинки, пускают мыльные пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Где живет воздух? Почему осенью много луж? И т. д.
Круг явлений с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают что такое звук, как бегут звуковые волны и т. д.
Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбке, как распускаются цветы и т. д.
Опыты позволяют узнать многое и о человеке: «Проверим слух», «Стук сердца» «Цвет кожи».
Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.
Примеры планирования экспериментально- опытной деятельности дошкольников в различных возрастных группах.
Младшая группа.
1. Определение путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.
Материал: различные овощи и фрукты.
2. Где живут зернышки?
Материал: колоски, подносы.
Ход опыта : показать зернышки и спросить детей, знают ли они где их домики. Разобрать колоски и отыскать в них зернышки (это делает взрослый)
Вывод зернышки живут внутри колоска.
Средняя группа.
1. Сравнение формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.
Материал : различные овощи и фрукты.
2. Где живут зернышки?
Материал : Колоски, подносы
Ход опыта: Показать зернышки и спросить знают ли дети где их домики. Предложить самим разобрать колоски и отыскать в них зернышки.
Вывод: колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.
В дальнейшем задачи уже усложняются: Как зернышки превращаются в муку?
Как замесить тесто?
Старшая группа.
1. Где чей колосок?
Материал: Емкости с различными крупами, колоски злаков.
Ход опыта: Определить из каких злаков какие крупы получились.
Удостовериться в правильности вывода путем разбора колосков.
Вывод : крупы изготавливаются из различных злаков.
2. Сравнение ржаного и пшеничного хлеба
Материал : кусочки ржаного и пшеничного хлеба
Ход: Определение внешних признаков: запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба. Сравнить их.
Вывод :Хлеб различается по внешнему виду, запаху и цвету.
Какие эксперименты можно проводить еще
3. Обнаружение воздуха в различных объектах
4. Обнаружение воздуха в пустом полиэтиленовом пакете
5. Обнаружение воздуха в стеклянной банке
Подготовительная группа.
1. Сравнение ржаного и пшеничного хлеба.
Материал: кусочки ржаного и пшеничного хлеба, зерна и колоски пшеницы и ржи.
Ход опыта: определить внешние признаки, запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба и сравнить их.
Сравнить зерна ржи и пшеницы, ржаные и пшеничные колоски.
Вывод: хлеб может различаться по внешнему виду, запаху, цвету. Зерна и колоски хлебных злаков также различаются.
Какие эксперименты можно проводить еще
2. Сжимаемость воздуха.
3. Расширение воздуха при нагревании.
4. Воздушный пресс.
Описанные опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны и просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями порой скрытыми от нас.