Мария Смирнова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе «Свойства воды»
Цель:
• Совершенствовать представления детей о жидком, твердом и газообразном состоянии воды.
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах воды;
• Активизировать словарь по теме: жидкая, твердая, газообразная прозрачная, безвкусная, бесцветная;
• Развивать мышление, умение делать умозаключения.
Оборудование:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
краски, кисти, емкости разной формы, стакан молока, емкость с водой, соль, сахар, лимон.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, беседа о значении и свойствах воды, наблюдения в природе, разгадывание загадок о воде
Чтение экологической сказки «Букет» :
Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и вдруг ему навстречу ему ежик - не головы не ножек.
— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
— «Ага, ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
— «Да ну заяц, я тебе не верю».
— «А давай проверим»?
— «И как же это мы будем проверять»?
— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».
— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
— «Ежик и ты мне подари цветы».
— «Да запросто, на держи».
— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
— «Хорошо заяц. До свидания»!
Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.
— «Ежик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
— «Ежик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
Ход занятия
Воспитатель: Я сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать, чтобы понять, что будет темой нашего занятия.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (вода)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (облака)
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
Воспитатель: Молодцы, правильно, мы будем говорить сегодня о воде.
Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: зачем нужна вода и кому она нужна?
( Примерный ответ детей: Вода нужна для жизни. Она нужна людям, растениям, животным.)
Воспитатель: Где мы можем видеть воду?
(Из крана течет вода, речка, дождик, снежинки, море, океан, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а как мы используем воду?
(Пьем, моем посуду, полы, стираем, купаемся, поливаем цветы и т. д.)
Воспитатель: Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере. Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек. Без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: Сегодня на занятии вы будете учеными - исследователями, а изучать и исследовать мы будем воду и ее свойства. Мы проведем с вами несколько опытов по исследованию свойств воды.
На ваших столиках есть все необходимое для проведения опытов.
Опыты
Опыт №1 «Имеет ли вода форму»?
Цель: определить имеет ли форму вода?
Материалы : геометрические формы: куб, шар, вазочка округлой формы, вазочка прямоугольной формы, графин с водой.
Ход:
На столе лежат куб и шар.
Воспитатель : Какой формы эти предметы? (Молодцы, правильно).
А теперь, посмотрим, имеет ли форму вода?
Возьмем вазочку округлой формы и наполним ее водой. Вода приняла форму этой вазочки. Теперь выльем эту воду в вазочку другой формы. Что мы наблюдаем? Вода приняла форму другой вазочки. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода не имеет своей формы.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево, право наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора!
Опыт №2 «Имеет ли вода вкус»?
Цель: определить имеет ли вода свой вкус?
Материал: пластиковые стаканчики с водой, сахар, соль.
Ход:
Воспитатель: Ребята, попробуйте воду и ответьте на вопрос: есть ли у воды вкус? Дети высказывают свое мнение. Затем предложить в одном стакане с водой размешать сахар, в другом – соль. Снова предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая. Вода стала соленая.
Вывод : Если в воду ничего не класть, то она не имеет вкуса. Своего вкуса у воды нет.
Опыт №3 «Имеет ли вода цвет»?
Цель: определить имеет ли вода свой цвет?
Материал: пластиковые стаканчики с водой, стакан с молоком, стакан с водой, картинки, краски, кисточки.
Ход:
На столе стоят два стакана – один с водой, другой с молоком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, если мы возьмем картинку и поставим ее за стакан с водой, то мы ее видим? (Да).
А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы наблюдаем?
(Картинка не видна).
Вывод : Следовательно, через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной? (Да).
Для этого добавим краску в наши стаканчики с водой и наблюдаем, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок виден? (Нет).
Делаем вывод: вода прозрачная жидкость.
Физкультминутка
Опыт №4 «Есть ли у воды запах?»
Цель: определить, имеет ли запах вода?
Материал: стакан воды с соком лимона, стакан с водой.
Воспитатель : Дети, скажите мне, пожалуйста, есть ли у воды запах? (дети нюхают стакан с простой водой). (Нет).
Воспитатель: Сейчас я добавлю в стакан с водой сок лимона. Теперь понюхайте воду. Что произошло? (Молодцы, у воды появился запах).
Вывод: Своего запаха у воды нет.
Опыт №5 «Газообразное состояние воды».
Цель: определить может ли вода быть газообразной (превращаться в пар).
Материал: электрический чайник.
Воспитатель: обратите внимание на мой стол, что на нем стоит? (Чайник)
Как выдумаете, для чего здесь чайник и что в нем (горячая вода).
Ребята, если воду нагреть, то она станет горячей.
А теперь посмотрите внимательно: что поднимается из носика чайника? (Пар.) Молодцы. Если долго кипятить воду в этом чайнике, то она вся превратиться в пар.
Вывод: Вода может иметь газообразное состояние. Пар – это газообразное состояние воды.
Опыт №6 «Твердое состояние воды».
Цель: определить может ли вода быть твердой.
Материал :формочки для льда, вода.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли вода быть твердой?
Сейчас мы с вами зальем в формочки для льда воду, поставим в морозильную камеру. Через несколько часов посмотрим, какое состояние приняла вода.
Вывод: вода превратилась в лед. Вода может быть твердой.
Итог занятия.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Назовите их.
1. не имеет формы
2. нет вкуса
3. без запаха
4. прозрачная
5. бывает в жидком, газообразном и твердом состоянии.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода – это жизнь.