Елена Юрьевна Мечкасская
Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды,
Учить детей проводить несложные опыты с водой. Учить отгадывать загадки.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
мышление, внимание, память, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, круговорот воды в природе.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Материал: стаканы с водой 3 шт., камешки, монетки, ткань, кусочки льда, кукольная шапочка из ткани, бумага, лист от цветка, дуршлаг, половник, ковш, соль, сахар, ложки, пластилин, гуашь, кусочек мела, пластиковая крышка, деревянная палочка, картон, целлофан, тазик с водой, непроливайка с водой и пустой таз.
Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация) анализ, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы; развитие познавательно – исследовательской деятельности», «Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация»
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
5. Наблюдение за водой на прогулке.
Ход ООД:
Дети играют в группе.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься.
Слушать внимательно, ума набираться.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Кто работает в лабораториях? (ученые). Что они делают в лабораториях? (проводят опыты) Но чтобы узнать тему нашего исследования, нам надо разгадать загадки, которые я вам приготовила.
Вот первая загадка. Закройте глаза. Сейчас я вам что - то положу в ладошку, а вы крепко ее зажмите и отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
(Кладу каждому ребенку в ладошку кусочек льда).
- Вот вторая загадка — звуковая. Послушайте внимательно. (Шум морского прибоя, всплеск волн). Запись.
- А сейчас скажите мне: что было у вас в ладошке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
- Да, верно, это был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Сегодня будем проводить опыты с водой и исследовать ее свойства.
-Проходите в нашу лабораторию. Не забывайте правила безопасности при работе: - аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду салфеткой.
-Послушайте стихотворение, которое я вам приготовила.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: - А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей). Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Опытно-исследовательская деятельность.
-Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в каждом из нас есть вода? (ответы детей).
- Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. Вот сейчас я вам предлагаю провести первый опыт, который называется «Перелей воду». Посмотрите, у нас на столе стоит вода и лежат много разных предметов. Давайте посмотрим и попробуем, чем же мы сможем перелить воду из одной емкости в другую. (Дети пробуют перелить воду с помощью дуршлага, кукольной шапочки, листа бумаги, половника и ковша). Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей). Правильно, воду мы можем перелить только с помощью половника и ковша.
2. Опыт.
- А как вы думаете, у воды есть вкус?
- Перед вами стаканчики с водой.
Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь в другой стаканчик с водой добавьте сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
- А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус?
(солёная).
- А теперь снова попробуйте воду в первом стаканчике. Есть ли у неё вкус?
Какой вывод мы можем сделать? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
Воспитатель:
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
3. Опыт «Что растворяется в воде?»
-Ребята, давайте посмотрим, что же растворяется еще в воде, кроме соли и сахара? Попробуем кусочек пластилина. Растворился (Нет). А сейчас попробуем опустить и помешать в воде монетку, растворилась? (Нет). А кусочек мела растворился в воде? (Да, вода стала голубой от мела).
А теперь попробуем растворить в воде гуашь. Что стало с водой? (Вода стала белой и не прозрачной.)
Вывод: вода растворяет не все предметы, а только те, которые сделаны не из твердых продуктов.
4. Опыт
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Перед нами лежат камушек, пластиковая крышка, деревянная палочка, монета, бумага и листок. Сейчас мы проверим: что плавает, а что тонет. (Дети по очереди опускают в воду предметы.) Какой мы сделаем вывод? (В воде тонут тяжелые предметы, а легкие плавают сверху)
5. Опыт
- А теперь давайте проверим, что промокает, а что нет. ( Дети берут лежащие на столе предметы: лист бумаги, картон, целлофан, ткань. Капаю им на ладошку воду).
Ребята, какой мы сделаем с вами вывод? (Вода промокает через ткань, бумагу и картон).
Физкультминутка Сказка про капельки». (игра-импровизация)
- А теперь мы с Вами поиграем.
Я буду - мама Тучка, а вы - дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
6. Опыт.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть Лэпбук «Круговорот воды в природе»
ВЫВОД: Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег.
Так происходит круговорот воды в природе.
Итог: - Ребята, наше исследование подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода?
(вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, растворяет в себе некоторые предметы).
А как происходит круговорот воды в природе? (Ответы детей)
- Сегодня вы были настоящими учеными. Удачно провели все опыты.