Папки-передвижки

«Знакомство с гласными звуками [а] и [у]». Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников в подготовительной группе

Барышева Валентина
«Знакомство с гласными звуками [а] и [у]». Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия: Знакомство с гласными звуками [а] и [у].

Цель: изучить понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у].

Задачи:

– закрепить графические образы букв,

– научиться четко артикулировать гласные звуки [а], [у],

– определять место положения звука в слове,

– развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала

Форма занятия: познавательно-игровая

Методы проведения занятия:

перцептивный метод (метод передачи и восприятия учебной информации посредствам чувств)

словесный, наглядный, иллюстративный

логический метод (организация и осуществление мыслительных операций)

Оборудование: ноутбук, проектор, мяч

Раздаточный материал (на каждого ребенка):

листики из бумаги;

слова, в которых звуки [а], [у];

квадраты желтого и зеленого цвета;

круги красного и синего цвета

Ход занятия

Организационный момент (парты полукругом).

– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что мы подарим сегодня друг другу хорошее настроение.

– И так, начнем….

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы познакомимся с гласными звуками, а с какими вы мне скажите в конце занятия.

Беседа про осень

Ребята скажите, какое сейчас наступило время года? (осень).

Какая погода бывает осенью? (Дождливая, холодная, пасмурна.)

Назовите приметы осени (день становится короче а ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, животные меняют шубки на теплые, насекомые прячутся под кору деревьев)

Динамическое упражнение «Листики осенние».

– Давайте сейчас с вами превратимся в листики и покружимся.

Сюрпризный момент.

(Звучит музыка ветерка, дети кружатся, появляются на столах листики).

– Ребята, посмотрите, пока вы кружились к нам листики прилетели.

– Давайте сейчас все вместе возьмем в руку по листику и устроим листопад. (Дети кружатся вокруг себя с листиками в руках)

– Молодцы! Ребята, посмотрите, а листики – то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание прислала. Давайте прочитаем его.

Надпись на листике:

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания.

– Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

– К нам за помощью обратилась сказочная фея, вы готовы помочь сказочной фее? (Да).

– В сказочном королевстве потерялись два звука и нам надо их отыскать. Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1).

– Первый листик «загадочный». Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,

С огорода взятый,

Алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

– На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный). Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

– Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. (Автобус, аист, акула) – Молодцы.

Работа со звуком [у].

– Следующая загадка.

Кто она, ответьте мне?

Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

Называется (улитка).

– На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются на звук [у]. (Удочка, утка, утюг … Молодцы!

Артикуляционная гимнастика.

– Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием.

Следующий листик под какой цифрой? (2)

Далее – Игра с мячом «Слова на звук А и У» (сидя полукругом за партами ребята передают мяч и говорят слова на звуки [а] и [у].

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, автобус, улыбка, аист, укроп, укус …

– Молодцы, следующий листик под цифрой (3)

Работа в парах.

– Сейчас мы с вами будем работать в парах.

Игра «Составь слово» (столами).

– Необходимо составить слова из заданных букв: (лук, суп, дуб, мак, рак, сад)

– Молодцы! Все справились с заданием!

– Следующий листик (4) «Звуковой»

Физминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья осенние тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят!

– Отдохнули. Молодцы!

Игра «Поймай звук»

– Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).

– А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы!

– Следующий листик (5)

Пальчиковая гимнастика «Листья». (Педагог показывает дети повторяют).

(хлопают в ладоши и кулачками поочередно)

Раз, два, три, четыре. пять,

будем листья собирать

листья березы. Листья осины

листики тополя. Листья рябины. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца)

Листики дуба мы соберем (рисуют в воздухе контуры дубового листика)

Мама осенний букет отнесем (руки сцепили в замочек)

Игра «Звуковая мозаика». – Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

– А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы!

– Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились у нас (А, У). Букве А, какой звук соответствует [. а. ], а букве У [. у. ]?

– Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

– Правильно.

Тема: Ребята, а кто догадался какая была тема нашего занятия? (знакомство с гласными звуками [а] и [у]).

Рефлексия

«Дерево успеха»

– Ребята посмотрите на это дерево после вьюги на нем не осталось не одной снежинки давайте наденем его в теплую шубку. Посмотрите у меня в руках разноцветные снежинки – если вам урок понравился то возьмите голубую снежинку, а если нет то розовую.

Итог: работали по теме узнать гласный звук [а] и [у].

– Ребята в начале нашего занятия сказочная фея обратилась к нам за помощью, отыскать два звука которые потерялись в сказочном королевстве. Мы их отыскали? (Да). Какие это звуки? ([а] и [у]). Молодцы!

И давайте отправим их к себе домой, где живут остальные волшебные звуки и буквы.

Домашнее задание: Разукрасить картинки со звуками [а] и [у].

Публикации по теме:

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство с гласными звуками [а] и [у]». Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников в подготовительной группе
Опубликовано: 3 марта 2025 в 14:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с гласными звуками [а] и [у]». Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Барышева Валентина (УИ 3229059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД