МААМ-картинки

Консультация для родителей и педагогов «Типичные трудности общения в дошкольном возрасте: агрессивность и обидчивость»

Ольга Кастрюлева
Консультация для родителей и педагогов «Типичные трудности общения в дошкольном возрасте: агрессивность и обидчивость»
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.

Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача родителей, педагога и психолога.

Рассмотрим наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников.

Агрессивные дети

Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг более высокого уровня развития игры. Однако некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Однако специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных дошкольников. Вместе с тем, выяснилось, что у агрессивных детей более существенны расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников: имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении к ним со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств со стороны сверстников. Эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

Обидчивые дети

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание направлено на конкретного другого. Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3–4 лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер – малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «я», свою непризнанность. К этим ситуациям относятся следующие:

• игнорирование партнеров, недостаточное внимание с их стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);

• отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

• неуважительное отношение со стороны других (обзывалки, дразнилки);

• успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же ситуации межличностного взаимодействия может проявляться гнев и агрессия, а может – обида. Агрессивные реакции не являются специфичными для обиды. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что тот виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».

Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе и способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины обидчика является специфичной для данного феномена и явно отличает его от агрессивных форм поведения.

В той или иной мере чувство обиды переживает каждый человек. Однако порог обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях (например, в ситуации успеха другого или проигрыша в игре) некоторые дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний. Неадекватным для проявления обиды является повод в том случае, когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает окружающим.

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Похвала, а тем более восхищение другим оказывается для обидчивого ребенка столь невыносимым, что он вообще ничего не может делать. Такой ребенок способен проявлять сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, может даже заплакать.

Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Обидчивыми называют тех, кто обижается часто. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому «поводов» (реальных, но более – мнимых) для обиды у них достаточно много.

Публикации по теме:

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Типичные трудности общения в дошкольном возрасте: агрессивность и обидчивость»
Опубликовано: 3 марта 2025 в 14:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов «Типичные трудности общения в дошкольном возрасте: агрессивность и обидчивость»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кастрюлева (УИ 3302057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД