Любовь Ладыгина
Конспект занятия в старшей группе «Спаси своего друга с Эколятами» по поиску решений по сохранению леса от пожара
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Центр Образования «Олимп» с. Михайловка
муниципального района Уфимский район
Ладыгина Любовь Николаевна
Инструктор по физическому воспитанию
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Спаси своего друга с Эколятами“ по поиску решений по сохранению леса от пожара» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Конспект занятия в старшей группе
«Спаси своего друга с Эколятами!» - поиск решений по сохранению леса от пожара.
2022 год.
1
Конспект занятия в старшей группе
«Спаси своего друга с Эколятами!» - поиск решений по сохранению леса от пожара.
Задачи:
1. Закрепить знания у детей правил пожарной безопасности в лесу, знания о причинах возникновения пожара, действий при пожаре;
2. уточнить роль леса в жизни человека, животных;
3. расширять активный словарь детей;
4. развивать смекалку, логику, быстроту мышления.
Ход занятия
Ребята, вы знаете, кто такие ЭКОЛЯТА,
Эколята это молодые защитники природы, а зовут их УМНИЦА, ЕЛОЧКА, ТИХОНЯ, И ШАЛУН. Эколята рассказывают много интересного о природе, помогают дружить с ней, учат, как беречь, охранять, и уважать природу, защищать и заботится о ней.
-Ребята видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?
(ответы детей)
-Расскажите, как выглядит огонь (ответы детей) Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым.
Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращалось в зло.
Пожары происходят, и по сей, день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем.
- Ребята, а вы знаете какую пользу, приносит лес?
Роль леса в природе и жизни человека:
служит местом обитания для живых существ
очищает загрязнённый воздух
защищает водоёмы и почву
помогает людям отдыхать
даёт пищу
обеспечивает лекарственными растениями
создаёт древесину
-А вы любите бывать в лесу?
Представьте, что погожим солнечным днем вы собрались на прогулку в
2
лес или поле с родителями. Там много разных растений, деревьев. А так же
встречается сухая трава, высохшие листья, сухие сучки и былинки.
- Скажите, почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей) Верно, причиной лесных пожаров становятся, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей. Люди разжигают костры или ставят мангалы для приготовления шашлыка. Но разводить костры нельзя во время сильного ветра, рядом с сухой травой, под деревьями, радом с хвойными деревьями. За ним нужно постоянно следить. Пожары вспыхивают из-за непотушенного костра, горящего уголька, брошенной спички. Ветер быстро раздувает маленькую искру по сухой траве и начинается сильный пожар.
Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки и деревья
- А вы знаете, что нужно делать, чтобы не случилось пожара? (ответы детей).
Чтобы пожара не случилось, нужно убирать за собой весь мусор, не разводить костры в запрещенных местах, заливать водой разведенный костер и не играть со спичками. Но если случился пожар, то тушить его могут только взрослые – пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолеты
- Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара? (ответы детей) Правильно, необходимо покинуть это место.
-А если много дыма, надо смочить водой платок (минеральной водой, если нет простой) или одежду и дышать через мокрую ткань. Убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
Инструкции:
1. Нельзя разводить костры рядом с хвойными деревьями, под кроной дерева, во время сильного ветра, рядом с сухой травой.
2. Нельзя играть со спичками.
3. Костры и мангалы нужно заливать водой. Тушить пожары могут только взрослые.
4. При пожаре необходимо покинуть место.
5. Разжигать костер только в специально отведенных местах.
6. Если таких мест нет, то самостоятельно подготовить площадку для его разведения, очистив ее от травы, листьев и веток до самого грунта.
7. Перед уходом со стоянки костер должен быть полностью потушен. Покидать место привала, только убедившись, что ни одно полено или ветка больше не тлеет.
3
8. В случае опасного возгорания тушите очаг возгорания с помощью воды или, забрасывая его землей, можно сбивать огонь ветками лиственных деревьев.
Вопросы к детям:
- Где нельзя разводить костры?
- От чего возникают пожары в лесу и поле?
- Что нужно делать, если много дыма?
- Что нужно делать, если начался пожар?
Если же вы обнаружили очаг пожара в лесу
первое что нужно делать - сообщить о месте пожара в лесную охрану, администрацию, милицию, спасателям :
• единый телефонный номер: 01
• с мобильного телефона: 112.
Сообщив о пожаре в лесу, позаботьтесь о собственной безопасности. Во избежание трагических ситуаций, вам следует совершить ряд последовательных действий.
Как спастись от пожара в лесу
1. При обнаружении природного пожара следует немедленно предупредить всех находящихся поблизости людей и постараться покинуть опасную зону.
2. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему.
3. Двигаться следует перпендикулярно к направлению распространения огня, то есть навстречу ветру, который гонит огонь.
4. Если обстоятельства мешают уйти от огня, нужно войти в водоем или остановиться на открытой поляне, накрывшись мокрой одеждой.
5. Дышать лучше воздухом возле земли (он менее задымлен, прикрывая рот и нос марлевой повязкой или мокрой тряпкой.
Подвижная игра «Пожарные на учении»
Дети делятся на две команды, и строятся в шеренги.
По команде инструктора по физо: «На старт, внимание, марш!» Первые участники команды надевают каску пожарного, преодолевают «Лесной завал»- деревянную арку, забираются по пожарной лестнице, звонят в колокол, спускаются вниз по лестнице, бегут к своей команде, и передают каску пожарного следующему участнику команды. Побеждает та команда, чья быстрее справится с заданием.
Викторина по пожарной безопасности
4
-За каждый правильный ответ участник получает красную фишку, а набравший наибольшее количество становится победителем и получает звание «Знаток пожарной безопасности»
Вопросы викторины:
Прежде чем начать напомните мне, пожалуйста, как называется профессия людей, борющихся с огнем?
(Пожарные)
1. Почему пожарных вызывают по телефону именно ’01’?
Ответ: ’01’ самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
Ответ: Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
4. Чем опасны пожары?
Ответ: При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
5. Чем еще опасен пожар, кроме огня?
Ответ: Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
Ответ: Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.
9. От чего бывают пожары?
Ответ: Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности : оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг,
5
газовая плита и т. д. ; если играть со спичками, шалить с огнем.
10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
Ответ: Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.
11. Что надо делать, если в квартире много дыма?
Ответ: Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
Ответ: Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
6
Список литературы:
• Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
• Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
• Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
• Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
• Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
• Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
.