Светлана Леонидовна Хохлова
Конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности «Письмо от королевы Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации детей: групповая, совместная с воспитателем.
Цель: Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать упражнять детей в счете;
- закрепить представления детей о геометрических фигурах;
- продолжать формировать умение детей, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, закрепляя понятия (вверху, внизу, справа, слева, в середине)
- упражнять детей соотносить количество предметов с цифрой;
- закрепить понятие часть и целое.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности „Письмо от королевы Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность;
- развивать психические процессы (память, внимание, восприятие, логическое мышление, творческие способности);
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать интерес к занятиям математики.
Словарная работа: упражнять использовать в речи детей математические термины (геометрическая фигура, часть, целое, порядковый счет).
Методы: наглядные, практические, словесные.
Приемы:
- Введение в воображаемую ситуацию;
- Решение проблемной ситуации;
- Д/Игра «Найди друзей прямоугольника»;
- Игра «Засели друзей в домик»;
- Игра «Постройся по порядку»;
- Игра «Логические задачи»
- Дидактическое упражнение: «Посчитай и вставь пропущенный знак», «Посчитай и запиши»;
- Вопросы поискового характера, загадки
- “мозговой штурм”.
Оборудование: магнитофон.
Демонстрационный материал : конверт с загадками.
Раздаточный материал : геометрические фигуры; альбомный лист с изображением домика; картинки: солнышко, тучка, цветок; цифры от 1 до 10; карточки с картинками на соотношение количества предметов с цифрой; карточки с пропущенным знаком, фломастеры.
Ход занятия:
Орг. момент (Дети заходят в группу, встают в круг.)
Воспитатель:
Проблемная ситуация:
Ребята, сегодня утром, в наш детский сад пришло письмо от королевы Математики. Хотите узнать, что в нем?
Дети: да.
Воспитатель: Королева Математики целый год наблюдала за нами, она видела, как много мы с вами нового узнали. Королева Математики приготовила для нас сюрприз, она спрятала в нашей группе задания.
Воспитатель: Ребята, хотите их найти и выполнить?
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель: прежде чем мы откроем конверт, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Какое сейчас время года?
Перечислите, пожалуйста весенние месяцы.
Какое сейчас время суток?
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько углов у треугольника?
Сколько дней рождения бывает в году?
Сколько хвостов у трех котов?
Сколько ушей у двух мышей?
Молодцы, справились с разминкой.
Воспитатель: Воспитатель открывает конверт.
Открываем конверт, в нем находится загадка:
«Я блестящая такая,
И конечно легковая,
По дороге мчусь стрелой,
Не угнаться вам за мной.
У меня есть руль и шина
А зовут меня машина!
(Воспитатель хвалит детей.)
(Кто первый отгадает загадку, проходит к полочке с машинами и находит там прямоугольник, на котором расположен грустный смайлик. Дети замечают, что он грустный)
Воспитатель: Ребята, почему ему грустно, как вы думаете?
Дети: у него нет друзей.
Воспитатель: а вы знаете друзей прямоугольника? Назовите (ответы детей)
Дети: круг, квадрат, треугольник, овал и т. д.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, чтобы выполнить следующее задание.
Игра «Засели друзей в домик»
Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы нашему прямоугольнику не было грустно, заселим друзей в один дом. У каждого из вас есть домики, в которые мы будем их заселять.
Я предлагаю заселить в центр домика прямоугольник. Овал под прямоугольником. Круг над прямоугольником. Треугольник справа от прямоугольника. Квадрат слева от прямоугольника. Но что-то грустная у нас получилось картинка, чтобы в доме нашем стало светло- положите в правый верхний угол солнышко. В левый верхний угол облачко, а левый нижний угол давайте украсим цветочком.
- Красивая картинка получилась, а как вы думаете, настроение у нашего прямоугольника поднялось? Милена, а как бы назвала этот дом? (ответы детей) А ты Влад? А можно назвать его дом дружбы? А наш детский сад можно назвать домом дружбы? А почему Саша? (Воспитатель хвалит детей.)
Воспитатель: послушайте следующую загадку от королевы Математики :
«Два кольца, два конца, а посередине гвоздик»
Дети: ножницы.
Воспитатель: пройди, пожалуйста, Лев к полочке с ножницами, посмотри, что же оставила там для нас королева математики (ребенок находит конверт с цифрами).
Воспитатель: Королева математики предлагает нам поиграть с ними, выходите из-за столов и подходите ко мне.
Игра «Постройся по порядку». Возьмите, пожалуйста, по одной цифре, рассмотрите ее. ( воспитатель задает вопрос: «Какая у тебя Настя цифра, а у тебя Асмоа?») Вы можете погулять по группе. Как только вы услышите бубен, вам нужно будет построиться по порядку от 1 до 10.
- Молодцы! Давайте вместе посчитаем. Цифра 7 назови своих соседей. (и т. д. спросить 2-3 ребенка)
Воспитатель: послушайте следующую (третью) загадку от королевы Математики :
«Я увидел свой портрет, отошел, портрета нет» (зеркало)
Пройди, пожалуйста, Влад к коробочке с нашими зеркалами, посмотри, что же оставила там для нас королева математики (ребенок находит карточку).
«Логические задачи»
Воспитатель: а в нем ребята задачи для меня, поможете мне их решить?
Дети: да
Воспитатель: вставайте в кружочек, спинки у всех прямые.
Если я разделю одно печенье пополам, сколько детей я смогу угостить? (ответы детей).
А сколько я деток смогу угостить, если разделю пополам 2 яблока?
Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
Воспитатель: Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Ребята, а ведь мы с вами тоже посадили лук, на нашем огороде на окне. Пройди, пожалуйста Леонард к окошечку, посмотри, может там что-то оставила для нас королева математики (ребенок находит карточки).
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, чтобы выполнить следующее задание.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Королева математики приготовила сразу 2 задания:
Дидактическое упражнение: «Посчитай и запиши»
Перед вами ребята карточки, вам нужно посчитать предметы и вписать в пустое окошечко знак (больше, меньше, равно).
Дидактическое упражнение: «Придумай историю»
Перед вами карточки, на которых изображены птицы. Попробуйте придумать историю. (на + -)
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы! Вы все справились с заданиями. Королева математики что-то для вас приготовила. Какая это цифра? Она была уверенна, что вы все знаете и справитесь с заданиями. Она ставит вам всем пятерки.
Рефлексия.
Воспитатель: А вам понравилось наше путешествие? А какое задание от королевы Математики вам понравилось больше всех? Какое задание было сложное?