Любовь Мещерякова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «ЗвукиЗ, ЗЬ. Буква «З».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД в подготовительной группе «Звуки [З], [Зь]. Буква З»
Задачи:
образовательные:
закрепление знаний о звуках З-Зь, знакомство с буквой З;
закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
совершенствовать навык выделения звуков З-Зь из состава слова;
учить составлять предложения, используя две картинки;
развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте „ЗвукиЗ, ЗЬ, Буква „З“,» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Материал:
панно со съемными схемами, звуковые сигналы синего и зеленого цвета, цветные карандаши синего и зеленого цвета, картинки со схемами слов, гласные буквы и буква З; картинки для составления предложений по теме «Домашние животные».
Предварительная работа:
развитие звукового анализа и синтеза, упражнение в выделении места звука в слове, развитие лексико-грамматических категорий.
Ход образовательной деятельности
I.Организационный этап
У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением от 1 до 5 домашних животных.
Воспитатель. Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т. д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)
II.Основная часть
1. Объявление темы.
В. Звукоед украл звуки из названий домашних животных «ко. а», «ко. ёл» (выставляются картинки). Какие звуки украл Звукоед? (Звуки З, Зь).
Сегодня мы постараемся вернуть звуки З и Зь, продолжим с ними знакомство и познакомимся с буквой З.
- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте.
1. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)
2. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Зубы)
3. Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звезды)
4. Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает все наоборот. (Зонт)
- Какой одинаковый звук слышится в словах замок, зубы, звезды?
- Правильно, звук З,ЗЬ.
Посмотрите, какой порядок на столах. После занятия должен быть такой же порядок.
-Что такое звук?
-Правильно.
-Звук - это то, что мы говорим и слышим.
-Возьмем зеркало и посмотрим, как мы говорим звук З, ЗЬ?
-Берите зеркало, положите руку на горлышко и произнесите звук З, ЗЬ.
- Какой это звук?
-Правильно, согласный.
-Почему вы так думаете?
-Когда мы говорим звук З есть преграда.
-Что является преградой?
-Преградой являются зубы. (показать)
-Голосок есть?
- Голосок есть.
-А если голосок есть, почему он согласный?
- Правильно, потому что есть преграда.
-Каким цветом мы обозначаем звук З?
-Правильно, синим цветом. Поднимите синюю фишку.
-Каким еще может быть звук З?
-Правильно, мягким.
- Произнеси, Ульяна, мягко?
-Я буду вам называть звук З, ЗЬ, а вы возьмите в одну руку синюю, в другую руку зеленую фишку и будете поднимать, такую фишку, какой звук я буду называть.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
В. Звукоед оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.
В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.
Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звуков З, Зь:
– губы в улыбке;
– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
– кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
– голосовые связки работают.
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
В. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
3. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.
В. Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)
Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.
(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)
4. Формирование звукового анализа (выделение звуков З, Зь из состава слова).
В. Для вас есть еще одно задание от Звукоеда. На ваших столах лежат картинки, под которыми изображены схемы слов. Нужно определить место звука в слове. (Если заданный звук слышится самым первым, то нужно закрасить первый квадратик; если звук слышится последним, то закрасим последний квадратик; если звук слышим в середине слова, то закрасим средний квадрат.)
(Дети выполняют задание. Осуществляется взаимопроверка.)
5. Развитие умения согласовывать речь с движением. Физкультминутка.
Логопед предлагает детям отдохнуть после выполнения нескольких заданий.
Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.
За-за-за – в саду бегает коза. Показывают рожки, бегут на месте.
Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрят в даль по сторонам.
Зы-зы-зы – у козы усы. Изображают усы с помощью рук.
6. Составление предложений с помощью двух картинок
В. Пришло время разгадать последнюю загадку Звукоеда. Мы с вами подружим картинки и составим предложения. Вот предложение, которое составила я по моим картинкам (выставляются картинки с изображением луга и коз) : На лугу пасутся козы.
(Дети составляют предложения и озвучивают их.)
В. Мы разгадали все загадки Звукоеда. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!
7. Знакомство с буквой З.
Воспитатель выставляет на доску букву З, объясняет детям, что звуки З, Зь обозначаются буквой З, читает стихотворение о букве З :
На эту букву посмотри –
Она совсем, как цифра три!
(Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)
3.«Замени первый звук»
-Сейчас садимся на ковер в кружочек и поиграем с мячом на полу.
-Кто поймает мяч, тот должен заменить первый звук в слове на звук З, чтобы получилось новое слово.
ГУБЫ, НАРЯД, ВАЛ, ВАГОН, НАБОР, СМЕЙ, ДУБ, НАКАТ, ГНАТЬ, ТРЕНИЕ, КЕФИР, ПЕЛЕНКА.
4.«Найди картинку»
-А сейчас каждый подойдет и выберет картинку в названии которой есть звук З или ЗЬ и сядет на свое место.
Задание за столом.
-Слушайте внимательно, пока я сосчитаю до десяти, вы должны выбрать правильно картинку, выделить звук и определить, в каком месте находится звук З.
-Саша, назови свою картинку так, чтобы все услышали звук З.
-В названии твоей картинки звук З какой?
-На каком месте находится?
8. Развитие навыков чтения.
В. С помощью букв что мы можем делать? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. ( Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)
А теперь давайте вставим букву З в слова «ко. а», «ко. ёл» и прочитаем их.
III. Итоговая часть
1. Повторение пройденных букв.
Логопед предлагает каждому ребенку по очереди подойти к доске, взять одну из уже знакомых букв, назвать и подарить соседу.
2. Ответы на обобщающие вопросы по теме.
– С какими звуками продолжили знакомство? Дать характеристику звукам.
– С какой буквой познакомились?
– Что запомнилось больше всего?
– А какое задание было самым трудным?