Елена Пашнина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 124 г. Челябинска
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: "Буква "Р". Звуки [р], [рь]".
Воспитатель первой квалификационной категории
Пашнина Елена Александровна
2018г.
Программное содержание:
• Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [Р] и [Р’], Буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Упражнять в звуковом анализе слов;
• Закрепить знания о различии мягких и твердых согласных звуков;
• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
• Тренироваться в конструировании букв из различных материалов;
• Закрепить понятие, что такое предложение;
• Составлять предложения с помощью схемы;
• Развивать фонематический слух и внимание; логическое мышление; мелкую моторику рук;
• Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию:
Ребусы в конверте, цветные квадраты (синий, зеленый, красный, картинка с изображением буквы "Р", кубики, бумага, фасоль, счетные палочки, шишки, палочки Кюизенера, схемы для определения места звука в слове, картинки с инструментами, обучи синий, зеленый, шарики су-джок, простой карандаш на каждого, лист бумаги с заданием на каждого).
Ход занятия.
Воспитатель:
-Дорогие ребята! Сегодня утром, я перед дверью в нашу группу нашла письмо, посмотрим, что в нем?
Ребусы на бумаге (моряк, врач, ответы (слайд 1).
Воспитатель:
-Ребята какой звук повторяется в этих словах?
Ответы детей (в словах повторялись звуки «р, рь»).
Воспитатель:
- Правильно ребята, сегодня мы поближе познакомимся с этими звуками. Я предлагаю составить звуковые схемы к этим словам. Кто желает? (девочка и мальчик). Остальные ребята присаживайтесь за столы, в коробочках вы видите цветные квадраты, с их помощью перед собой составьте звуковую схему одного из этих слов, а потом вместе проверим.
Воспитатель:
-Молодцы, с заданием справились. Посмотрите на экран, кто мне скажет, что это? (схемы предложения слайд 2). А сейчас постараемся составить предложения по этим схемам, используя слова "врач" и "моряк".
Воспитатель:
- Замечательно! И с этим заданием справились.
- Теперь предлагаю поиграть со слогами и словами, повторяйте за мной:
тра – тро – тру – тры
пра – про – пру – пры
стра – стро – стру – стры
Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора
Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.
Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру
Ры ры – ры – много в группе детворы.
- Расскажите, что вы знаете про звук [р]?
(согл., зв., твердый.)
- Расскажите, что вы знаете про звук [рь]?
(согл., зв., мяг.)
- Какой буквой обозначаем звуки [р, рь].
Ответы детей - буквой "Р", (слайд 3).
Воспитатель:
- Как вы думаете, на что похожа буква "Р"?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А если мы ее перевернем. Посмотрите (картинка с изображением буквы "Р").
Ответы детей.
Воспитатель:
- Из каких элементов состоит буква "Р"?
Ответы детей - палочка и полукруг.
Воспитатель:
- Покажите в воздухе букву "Р", а сейчас выложите эту букву из разных материалов, (на столах размещены кубики, бумага, фасоль, счетные палочки, шишки, палочки Кюизенера).
Воспитатель:
- Предлагаю поиграть. Выходите на ковер. Игра называется «Раз, два, три живая буква на месте замри» – дети изображают букву "Р" при помощи рук, туловища, ног под музыку. Потом на экране появляются буквы, а дети на ковре изображают их. (слайд 4,5,6,7,8,9)
Воспитатель:
-Какие вы молодцы! Двигаемся дальше! Присаживайтесь за столы, нас ждет следующее задание. Это загадки. Отгадайте загадки и определите, где, находятся звуки [р, рь] в словах – "отгадках" - в начале, в середине или в конце слова. Перед вами схемы.
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (пожарный, слайд 10)
В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый. (каскадер, слайд 11)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (дирижер, слайд 12)
Щуки, окуни, судак -
Нам улов принёс. (рыбак, слайд 13)
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает. (продавец, слайд 14)
Воспитатель:
-И с этим заданием вы справились без труда, ребята предлагаю немного отдохнуть. Поднимите глаза на экран, (видео гимнастика для глаз, дети следят глазами за передвигающимися животными).
Воспитатель:
- Для следующего задания вам необходимо выйти на ковер. Предлагаю поиграть в игру "Назови инструмент", возьмите по одной картинке с изображение инструмента (шприц, градусник, тонометр, рояль, скрипка, гармошка, швабра, ведро, тряпка, кастрюля, поварешка, терка, пожарный рукав, топор, крюк). У кого в названии есть звук [р] встаньте в синий обруч, а у кого есть звук [рь] в зеленый. Дети делятся на две команды.
Воспитатель:
-Отлично ребята! А теперь объединитесь в группы по профессиям людей, которые в своей работе используют эти инструменты.
Воспитатель:
- Назовите профессии.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Положите картинки на стол, мы продолжаем. Следующая игра называется
"Измени слово". Ваша задача заменить первый звук в слове на звук [р].
лак-рак
хобот-робот
мычать-рычать
танец-ранец
козы-розы
мука-рука
лама-рама
мак-рак
забота-работа
Воспитатель:
-Видите, ребята изменение только первого звука ведёт к изменению всего слова. Поэтому надо быть очень внимательными к своей речи. И последнее задание это работа на листочках. Прежде, чем мы приступим, разомнем руки с помощью шариков су-джок. Возьмите по одному шарику и покатайте по рукам.
«Этот шарик не простой»
Этот шарик не простой,
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разомнем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора и отдыхать!
Воспитатель:
Хорошо. Сейчас пропишем букву «Р». Возьмите один листок, простой карандаш и обведите букву "Р" по пунктирной линии.
Итог занятия:
Воспитатель:
-Ребята, скажите, во, что мы сегодня играли? Какую букву мы сегодня изучали?