Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить понятие о букве Ю
Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с последней гласной буквой второго ряда это буква Ю. обозначающей два звука [у] и [йу].
Давайте всех букв второго ряда вспомним и повторим.
Публикация «Конспект занятия „Буква „Ю“ по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10.
Каждая такая буква второго ряда может обозначать как один, так и два звука:
Я - [а] и [йа],
Ю - [у] и [йу],
Е — [э] и [йэ],
Ё — [о] и [йо].
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко, юрта. ,
- после мягкого знака (обезьяна, льют. ,
- после твердого знака (объявление, разъединять. ,
- после гласной буквы (большая, моё.).
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак.).
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Юля
II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Ю, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Ю.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой
Ответы детей: Потому что буква Ю, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йу].
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Ю поселяем ее справа в четвертом этаже, рядом с буквой У. А теперь, выполняем в своих тетрадях.
Воспитатель: Юля определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом
Юля:
Юбка Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Ключ Ю гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Юла Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Воспитатель: - Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)
Брюки Ю- гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Кастрюля Ю гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Юля Ю - гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Животные жарких стран»
Цели. Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть.
Ход игры. Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.)
Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают —» страус, жираф и т. д.).
В заключение ребенок раскрашивает картинки.
6. Игра «Поход в зоопарк»
Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы. На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок составляет из оставшихся букв имена детей, нарисованных на картинке (при этом вспоминает правило о написании имен с заглавной буквы); записывает имена (Юра, Юля, выполняет их звуковую и слоговую схемы.
По наводящим вопросам взрослого он догадывается, откуда идут эти дети. Затем он читает недописанное предложение под картинкой, догадывается, какие слова нужно вписать, и вписывает их с помощью взрослого (Юля, Юрой или Юра, Юлей). Необходимы объяснения взрослого о правильном написании слов Юрой (либо Юлей).
Ребенок проверяет, все ли верно в данном предложении. Догадавшись, что в конце предложения не поставлен знак препинания, он ставит его по своему усмотрению (.) и читает предложение с соответствующей интонацией. Проанализировав предложение по количеству слов, выделяя предлог как «маленькое слово», ребенок выполняет схему предложения.
Завершая игру, ребенок составляет рассказ по этой сюжетной картинке о посещении детьми зоопарка.
7. Игра «Страус»(Изограф)
Цели и ход данной игры аналогичны описанным ранее
Итог
-Сколько гласных букв в алфавите?
-Какую букву мы изучали?
-Какая эта буква?