Наталья Савельева
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [С] и буква С» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
Коррекционно- образовательные:
1. Знакомство со звуком и буквой С.
2. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. Формирование умения определять позицию звука в слове
3. Обучение чтению прямых и обратных слогов, слов (типа СОК, СОВА, СУМКА)
4. Закрепление произношения звука С в слогах, словах и предложениях.
Воспитательные:
Воспитание организованного поведения и интереса к занятиям.
Оборудование
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте „Звук [С] и буква С“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Демонстрационный материал: предметные картинки со звуком С в названии;
Картинки-обозначения упражнений артикуляционной гимнастики;
Касса букв, плакат со слогами и словами для чтения;
Иллюстрация солнца, картинка для запоминания буквы С, маркер для обозначения твердого глухого согласного;
Магнитная доска.
Раздаточный материал: зеркала, звуковые линейки, синие кружки для обозначения твердых согласных.
Ход занятия
I. 1. Организация деятельности детей : уточнение дня недели и даты.
Произнесение на выдохе: сегодня, (день недели, число, месяц)
2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Упражнения:
«Лягушка» - Подражаем мы лягушкам
Тянем губки прямо к ушкам.
Улыбнулись губки –
Вот и наши зубки.
«Лопатка» - Язычок наш как лопатка –
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой и копать приятно.
«Кошка» - Выгляни в окошко
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула
Мяукнула и прыгнула.
3. Выделение звука С из стихотворения :
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
II. 1. Сообщение темы и цели занятия :
Сегодня мы будем работать со звуком С, стараться его слышать, правильно говорить и познакомимся с буквой С.
2. Характеристика звука С
Произнесение перед зеркалом, уточнение артикуляции (кончик языка прячется за нижние передние зубки, определение (согласный, глухой, твердый) – маркер.
На что похож звук С? («песенка» насоса, водички). Свистит, как насос – свистящий.
3. Игра «Хлопни – топни»
Хлопни, когда услышишь звук С : п, м, к, С, и, в, С, у, э, С, г, ф, д, а, С, л, С, м, и, б, к, С.
Топни, когда услышишь слог с С: мы, та, СЫ, ну, АС, пэ, от, СО, бы, УС, ка, ит, ЕС, ну, па, ок, СА, фо, им, ЯС.
4. Звуковая линейка.
Называние картинок, «чтение» слов-названий по полоске (слева направо, обозначение кружком синего цвета места звука С. Слова: соловей, суп, носки, лес, скамейка, автобус, салат.
5. Физминутка:
Ветер осенний щеки надул (надувают щеки)
И на деревья сильно подул (сильный выдох)
Ветки качнулись и затрещали (качают поднятыми вверх руками)
Листья давно все на землю упали (приседают на корточки, ладони кладут на пол)
Медведи в берлогах скоро уснут (руки под щеку)
Снежинки, кружась, легко упадут (поднимаются, кружатся и приседают на корточки)
6. «Вспомни и назови» :
а) имена детей (и в вашей группе) со звуком С;
б) названия картинок – смотри «звуковая линейка»
7. «Подружи и запомни»
Будем учиться, как можно подружить и запомнить побольше слов (донести до сознания детей, что это легче сделать, если объединить слова общим сюжетом; по ходу, добавляя слова, наращивать предложение)
Например, Соня и Саша съели салат, суп, выпили сок и поехали на автобусе к бабушке Свете. Вместе пошли гулять в лес, сели на скамейку и услышали песню соловья. Примечание: Желательно добавить картинки девочки, мальчика, бабушки, сока.
Далее попросить детей называть единичные (а затем и все) перевернутые картинки.
8. «Минутка отдыха»
Реснички опускаем, глазки закрываем.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
9. Знакомство с буквой С
Как называется домик для звука С? (буква С)
В школе вы будете называть её «ЭС», а мы на занятиях будем называть как звук – С
10. Анализ буквенного символа
На что похожа буква С? (месяц, кусок бублика). Стихотворение с опорой на иллюстрацию: Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
В какую сторону смотрит буква С?
Сделать букву С, округлив пальцы левой руки, выложить с помощью веревки.
11. Чтение слогов и слов
Подружи букву С с гласными.
Она направила солнечные лучи на гласные
(обратные и прямые слоги, слоги со стечением согласных типа СКА, СМО)
Слова: сон у-сы сум-ка с объяснением значения каждого слова
Сок со-ва сан-ки
III. Вывод по занятию
Что делали? Что новое узнали? Что понравилось?
Подведение итогов