Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить понятие о букве Ё
Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с буквой Ё-, обозначающий при произношении два звука.
Ё — [о] и [йо].
Публикация «Конспект занятия „Буква Ё“ по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитатель: Мы уже знаем что гласные второго ряда буквы-волшебницы. Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:- в начале слова, после мягкого знака,после твердого знака,после гласной буквы.
Воспитатель: -Попробуйте и вы произнести звук –Ё-йо-.
Воспитатель: Слышно не один, а два звука
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Алёна.
II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Ё., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Ё.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.
Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, мы уже прописали в первый ряд.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой
Ответы детей: Потому что буква Ё, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука.
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Ё и поселяем ее справа в третьем этаже, рядом с буквой О. А теперь, выполняем с своих тетрадях.
Воспитатель: Алена определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написала букву именно этим цветом
Алёна:
Ружьё-Ё гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Самолёт- Ё гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Ёжик –Ё-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Воспитатель: - Сама нарисуй предметы с заданным звуком
Ёлка Ё-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Василёк Ё-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Пенёк Ё-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Ёжик под ёлкой»
Цели. Учим ребенка определять в предложении предлог под и выделять его на схеме предложения как отдельное слово. Тренируем в составлении предложений по заданной схеме. С помощью звуко-буквенного анализа слов ёжик, ёлка закрепляем знания о букве Ё. Тренируем в составлении небольших рассказов по сюжетной картинке.
Ход игры. Взрослый помогает ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопросы по ее сюжету. Ребенок самостоятельно составляет небольшой рассказ по картинке и придумывает к нему название, а затем читает название этого рассказа, написанное над картинкой. Он выполняет звуко-буквенный анализ слов ёжик, ёлка, рисует их звуковые схемы» анализирует все предложение по количеству слов (предлог под выделяется как «маленькое слово», рисует схему предложения. В заключение ребенку дается задание: придумать предложение по схеме, изображенной под картинкой, и дописать его самостоятельно (Ёжик сидел под ёлкой).
6. Игра «Много профессий нужных и важных»
Цели. Закрепляем умение находить букву Ё в заданных словах, определять ее место в слове и звук, который она смягчает. Учим подбирать слова — названия профессий, заканчивающиеся на ёр (лифтёр, шахтёр, шофёр и т. д.). Расширяем знания о различных профессиях, учим ребенка рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий.
Ход игры. Ребенок объясняет, людям каких профессий необходимы предметы, изображенные на картинках (самолёт — летчику, расчёска и ножницы — парикмахеру, машина — шофёру, нитки и иголки — портному). Он узнает и обводит по точкам букву е в кружке. Взрослый дает задание: определить, в названиях каких профессий есть буква ё, и соединить стрелкой букву с картинкой, соответствующей этой профессии. (Необходимы комментарии ребенка о том, в какой части слова находится е и какой согласный звук она смягчает.)
Ребенок читает названия профессий, написанные в столбик, объясняет, чем занимаются люди этих профессий.
Предлагается вопрос: что общего в написании этих слов? (Они заканчиваются на ёр.) Ребенок вспоминает названия других профессий, также заканчивающиеся на ёр, с помощью взрослого записывает эти названия и объясняет, что делают люди этих профессий (например: вахтёр, режиссёр, шахтёр, сапер).
7. Игра «Узнай, прочитай, запиши» (Изографы)
Цели. Учим разгадывать изографы (слова, зашифрованные в картинке). Закрепляем умение узнавать изученные буквы, написанные различными шрифтами. На примере слов вертолёт, самолёт закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Ребенок узнает на картинке изображение вертолета, определяет, что оно выполнено с помощью букв. Взрослый объясняет, что на рисунке есть и само слово вертолет. Анализируя звуковой состав слова, ребенок последовательно находит буквы, входящие в него. При этом он отмечает, что некоторые буквы в рисунке изображены неверно (В, Р). Ребенок поясняет, что в рисунке вертолета изображает каждая буква (В — винт вертолета, Р — корпус и хвост и т. д.); самостоятельно записывает это слово, выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова и просит выделить красной ручкой букву О — вертолёт.
Аналогично разбирается изограф самолёт. В заключение ребенку предлагается вспомнить профессии людей, работающих на этих машинах.
Итог
-Какую букву мы изучали?
-Какая эта буква?
Работа над ошибками в индивидуальной работе.