Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить понятие о букве Я
Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомимся с буквой Я
Это второй хитрый звук при произношении получается не один, а два звука [а] и [йа].
Я обозначает звуки [а] и [йа],
Публикация «Конспект занятия „Буква „Я“ по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Два звука эта буква обозначает в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко)
- после мягкого знака (обезьяна)
- после твердого знака (объявление.)
- после гласной буквы (большая.)
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Женя.
II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Я, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Я.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Женя: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой?
Женя: Потому что буква Я, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йа].
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Я и поселяем ее справа в пятом этаже, рядом с буквой А. А теперь, выполняем задания в своих тетрадях.
Воспитатель: Женя определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом
Женя:
Яблоко Я гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Капля Я гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Мяч Я гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Воспитатель: - Сам нарисуй предметы (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и дай характеристику
Женя:
Яна Я-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Лягушка Я-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Змея Я -гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
Воспитатель: Рассмотрите эту букву, выделите элементы написания буквы.
-На что похожа буква Я?
Напишите букву Я в воздухе, в тетради
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Это моя семья»
Цели. Развиваем умение определять пропущенные в слове буквы, выполняя звуко-буквенный анализ и синтез; составлять предложение из данных слов по определенной схеме. Закрепляем знания по теме «Семья».
Ход игры. Ребенку предлагается прочитать слова, записанные в верхней части листа, рассмотреть схему предложения под ними, объяснить ее и составить по ней предложение из прочитанных слов, догадавшись, с какого слова должно начинаться предложение. (Со слова Это, так как оно написано с заглавной буквы.)
Ребенок составляет и записывает предложение над схемой. (Это моя семья.) Взрослый просит ребенка вспомнить, каких членов семьи он знает. В правой части листа в столбик записаны названия членов семьи, но в каждом слове пропущены буквы. Задача ребенка — определить, какое слово недописано, и вставить пропущенные буквы — дописать слова (брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Под каждым словом, комментируя свои действия, ребенок рисует звуковую и слоговую схемы.
В рамках ребенок рисует портреты членов своей семьи и подписывает их. Игра может быть завершена рассказом ребенка о своей семье.
6. Игра «Отгадай и сам зашифруй» (Ребусы)
Цели. Развиваем умение разгадывать и самостоятельно составлять ребусы. На примере слова семья закрепляем знания о разделительной функции мягкого знака и полном звучании йотированных гласных (в данном случае Я) после него. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ таких слов.
Ход игры. Подсчитав количество букв Я, ребенок отгадывает ребус (семья). Взрослый предлагает ему самостоятельно зашифровать это слово, но теперь уже с помощью цифры (7). Ребенок рисует свой ребус: 7Я, записывает слово-ответ, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова.
7. Игра «Как нас зовут?»
Цели. Закрепляем умение определять первый звук и первую букву в слове. Учим читать и самостоятельно «зашифровывать» слова с помощью предметных картинок. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ слов с полным звучанием йотированных гласных (Яша) в начале слова. Закрепляем знание о смягчении буквой Я предшествующего согласного (Катя).
Ход игры. Взрослый предлагает узнать, как зовут детей, нарисованных на картинках. Их имена нужно составить из первых букв нарисованных предметов. Анализируя названия предметов, ребенок сначала устно составляет имена, затем записывает их, выполняя звуковую и слоговую схемы (при этом он должен вспомнить правило о написании имен с большой буквы).
В конце игры ребенку предлагается самому «зашифровать» свое имя с помощью предметных картинок.
Итог
-Какую букву мы изучали?
-Какая эта буква?