Алена Кузнецова
Конспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков С-Ш.
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
учить различать эти звуки на слух;
продолжить учить делать звуковой анализ слов;
упражнять в словообразовании и словоизменении в составлении предложений;
развивать речевое внимание память, воображение, мышление;
продолжать развивать у ребенка языковое чутье и фонематический слух;
формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.
Материалы и оборудование:
Дом Гласных и Согласных звуков;
Круги Луллия;
Игра «Да –Нетка»;
Публикация «Конспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Игра «На лесной полянке»
символы звуков;
раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].
Ход занятия
Оргмомент
-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
— Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
— Подул холодный ветер - с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.
— Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются.
— Снова подул ветер.
Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.
Сообщение темы занятия
-Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш~ш-ш.)
-Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.)
Сегодня мы будем повторять звуки [с],[ш].
Уточнение артикуляционных укладов.
- Для звука С: Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Для Ш: Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам
- Посмотрите на наши волшебные круги-помощники, какие упражнения помогут нам правильно произнести звуки с-ш? Дети подбирают на кругах Луллия картинки. Берутся круги: 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). На верхнем круге выбирается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Произношение звуков [с], [ш] в слогах
-Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Дому с красными окнами.
Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.)
Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги. Познакомились слоги. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением, «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно, «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).
Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
Произношение звуков [с], [ш] в словах
-Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой детей. Пришли они вместе в лес.
Звук [ш] просит нас собрать в корзинку грибы с картинками, в названиях которых есть «его» звук. Дети называют слова со звуком [ш], выбирают грибы.
Затем отбирают и называют слова со звуком [с].
Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной схеме.
Круги Луллия. На верхнем круге картинки, на нижнем схемы слов. Дети крутят круг, подбирая нужную схему.
Деление слов на слоги
-Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша.
Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение.
Дети исправляют.
Звуковой анализ слов
-Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками.)
Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.
Физминутка.
-Изобразите мимикой и позами предметы и животных.
На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т. д.
Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей
-Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:
Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах. Словообразование
-Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет в лесу. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.
Выставляется фигурка Страшилы.
-Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил! Послушайте, дети.
Читаются рифмовки-путаницы.
Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку».
На виду у детворы «Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске».
- Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову:
ласка. (ласковый, слава. (славный, послушание. (послушный, смелость. (смелый).
Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.
Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.
-А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Лаура добрая, и я добрая. Кристина красивая и ласковая. Я смелая.)
-Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему интересные истории, которые сами придумаем.
Игра на развитие творческого воображения.
Круги Луллия. На верхнем круге предметы в названиях которых звук С, на нижнем со звуком Ш. Раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что компас попал к мышке, что будет делать мышка с ним, для чего он нужен?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.
Комбинации:
• Кошка в автобусе. Может быть, её везут в новый зоопарк?
• Кошка в самолете. Полетела на отдых в отпуск.
• Кошка на сосне. ….?
Разгадывание ребусов из слов
-Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания.
Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось (Шум.)
Творческие задания детей.
(Игра «Да-Нетка»)
-А на прощание придумайте задание Страшиле. Пусть он отгадает слово со звуком [с] или [ш], задуманное вами.
Рефлексия.
- Ребята чему мы научились на сегодняшнем занятии?
-Что было сложно?
-А что легко?
-Что больше всего понравилось делать?
-Чем Вам хотелось заняться ещё раз?