Людмила Барабашова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления за счет использования приемов фантазирования: дробление-объединение, уменьшение. Формировать навыки запоминания, используя моделирование и символику. Знакомить с приемами словообразования существительных. Активизировать использование антонимов в речи. Учить звуковому анализу, используя МММЧ.
Развивать фонематический слух. Закреплять навыки различения и четкого произношения звуков, умение определять позицию звука в словах, умение делить слова на слоги. Развивать творческое воображение, внимание, память.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ „Приключения в Лингвии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма, отзывчивость.
Материалы к занятию : костюмы Феи и гнома, буквы для оформления, ткань для горы, картинки с изображением цветов и насекомых, телефон, кроссворд, картинки с предметами, в названии которых есть звук [К], карточки со схематичным изображением «человечков», элементы букв, кольца Луллия, карточки к ним, лист ватмана, простые карандаши, фломастеры, две буквы К с разным выражением лица, буквы для рисования, корзинка с печеньем.
Ход занятия:
Психолог беседует с детьми, появляется Фея Грамотейка.
Ф. Г. Здравствуйте, ребята. Я жительница страны Лингвии, Фея Грамотейка. В нашей стране я слежу за порядком, стараюсь, чтобы ребята учились хорошо и писали грамотно. А вы откуда?
(Ответы детей)
Я приглашаю вас в гости в мою страну.
Психолог: А как же мы туда попадем?
Ф. Г. Мы произнесем волшебные слова
Здравствуй, Мудрая Страна,
Что отсюда не видна,
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти.
На двери надпись «Лингвия».
Дверь заперта. Пальчиковая гимнастика «Замок»
Ф. Г. Вот мы и оказались в волшебной стране. У нас здесь очень много интересного. Вот гора Наоборот. Эта гора особенная. Что ни скажешь, все наоборот получается.
Игра «Скажи наоборот»
Ф. Г. Какие вы молодцы! Преодолели эту гору. А на пути у нас овраг Разъединялка и поляна Соединялка. Что в овраг попадет, на части распадается. Сегодня в овраг попали насекомые. Посмотрим, какие насекомые в овраге? А сколько слогов в этих словах?
(Ответы детей)
Ф. Г. А сколько красивых цветов растет на полянке. Давайте насекомых посадим на цветы, найдем им домик. Сколько слогов в названии насекомого, столько слогов должно быть и в названии цветка-домика. Для жука – мак. Почему?
Дети отвечают и находят цветы-домики другим насекомым.
Ф. Г. Очень хорошо вы справились с заданием. Я вам открою тайну : в нашей необычной стране у каждого предмета есть детеныши, как у животных. Вот только мы придумываем, как их назвать. Поможете? У карандаша – карандашата. (чайник, вилка, зеркало, лампа, книжка, тарелка, кастрюля, стул, шкаф и т. п.)
Раздается телефонный звонок. Звучит аудиозапись.
Алло, алло! Помогите! Гном Бормотун заманил все звуки и не отпускает. Я звук …. Слова без меня пропадают. Помогите, звуки в словах восстановите.
Ф. Г. Подожди, подожди. Мы так и не поняли, какой ты звук?
Запись: …арандаш, …апуста, …артофель.
Ф. Г. …арандаш, …апуста, …артофель. Ребята, какого же звука не хватает?
(Ответы детей)
Ф. Г. Нужно помочь звукам. Знаю я этого гнома. Он такой вредный всегда делает так, чтобы никто из ребят ничего не усвоил.
Появляется Бормотун.
Б. Бормотну я, бормотну
Звуки и буквы в моем плену:
С бормотунскими затеями
Не бывать вам грамотеями!
Спрячу их я все в лесу,
И подальше унесу:
И не знаний, не уменья
Лишь одно недоуменье;
Ведь без букв вам в тетрадь
Ничего не написать,
Без звуков слово не составиться
Ах, как это все мне нравится!
Ф. Г. Ах ты вреднюга. Целую кучу слов ограбил, прямо разбойник.
Б. Я не разбойник, я просто немного вредный гном. Никого я не грабил, хотел всех запутать, да вот только сам запутался. А вы, случайно, не на помощь пришли?
Ф. Г. Конечно, мы поможем.
Б. Что-то я так все запутал, что это совсем другие слова получились.
Игра «Звук заблудился»
Б. Да, это легко. А вы с другой проблемой справьтесь. Вот у меня здесь кроссворд. Никак не могу его разгадать.
Дети разгадывают кроссворд.
Б. Вот здорово, а я не мог догадаться. А еще у меня есть картинки. Я точно знаю, что в этих словах живет звук, который вы ищите. Интересно, а вы сможете определить место этого звука в словах.
Работа с картинками.
Ф. Г. Бормотун, дети очень много знают о звуках, а еще они умеют составлять модели слов с помощью своих друзей – маленьких человечков.
Б. А что это за человечки такие? И что вы знаете про звуки?
Дети рассказывают о звуках и составляют модели слов используя МММЧ
Б. Как интересно. А я превратил звуки в буквы, не знал что с ними делать и свалил их в кучу, а они сломались. Может вы еще и буквы спасете?
Ф. Г. Конечно, спасем. Ведь с помощью букв дети учатся читать.
Дети собирают буквы из элементов
Ф. Г. Молодцы, ребята. А давайте мы покажем Бормотуну, как можно уменьшить слова. А помогут нам волшебные кольца.
Работа с кольцами Луллия.
Дети уменьшают слова дом, сад, дуб, лист.
Б. Как бы я хотел, чтобы у меня был свой домик и садик. Я, поэтому и вредничаю, потому что мне жить негде.
Ф. Г. Бормотун, я думаю мы сможем тебе помочь. Ребята, давайте нарисуем Бормотуну эскиз его домика с помощью букв. Но прежде чем рисовать, вспомним про новоселье гномов.
Динамическая пауза «Новоселье гномов»
Дети рисуют эскиз домика.
Б. Вот здорово. У меня теперь будет дом. Забирайте свои звуки и буквы. Вот вам буква К.
Бормотун отдает букву К. У буквы недовольное выражение лица.
Ф. Г. Какая злая буква. А злой звук портит имена детей, называет их грубо Сашка, Светка и т. д. Я думаю, звук может быть добрым. Как изменятся ваши имена, если звук подобреет? Сашенька, Светочка и т. д.
(Ответы детей)
Ф. Г. Ребята, давайте изменим имя Бормотуна, может он добрее станет и прекратит вредничать и безобразничать. Как его можно назвать ласково?
(Ответы детей)
Ф. Г. Спасибо вам за помощь. Теперь все жители нашей страны в сборе. Я хочу подарить вам буквы, с которых начинаются ваши имена. Но буквы какие-то скучные. Давайте их оживим, раскрасим и превратим в веселых человечков. А пока вспомним об угощении гномов.
Пальчиковая гимнастика «Угощение гномов»
Дети «оживляют» буквы
Б. Столько подарков у меня: и эскиз домика, и новое имя. Я стал таким добрым, что тоже подарю вам подарок.
Бормотун дарит детям печенье в форме букв.
Ф. Г. Понравилось вам в нашей стране? Но пришла пора прощаться. Встретимся с вами в школе, на уроках русского языка.