Оксана Ковенко
Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
"Познаю мир"
.
Цель: научить ребёнка мыслить системно с помощью схемы талантливого мышления «шестиэкранка» с использованием элементов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения).
Задачи:
•формировать у детей системное мышление;
•развивать творческое воображение, любознательность;
•закрепить умение отличать прошлое, настоящее, будущее время;
•развивать способность к фантазированию на основе знакомого сюжета сказки;
•развивать навыки связной речи;
•активизировать словарь;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
•развивать элементы диалектического мышления через использование игр на противоречия;
•закрепление норм поведения в общественных местах.
Оборудование: стол с набором персонажей из знакомых сказок; большой платок; плетёная корзина с курочкой, петушком, яйцом и цыплёнком; стеклянные прозрачные стаканы, 2 яйца - для демонстрации содержимого яйца; «шестиэкранка» с набором дидактического материала; детское ведёрко; верёвочная тропинка; петушок ярко раскрашенный; наборы для ИЗО на каждого ребёнка: акварельные краски, кисточка, салфетка, стакан для воды, макет петушка для раскрашивания.
Предварительная работа: чтение сказок с использованием предполагаемых сказочных персонажей; работа с «шестиэкранкой» на других занятиях; сочинение сказок детьми с предложенными героями.
Ход занятия.
Ребята, вы хотели бы отправиться в сказочную страну?
И все, вероятно, любите сказки?
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в сказочной стране.
Дети повторяют правила поведения.
Воспитатель: Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. Ну, пошли?
По верёвочной тропинке дети с воспитателем подходят к столу, накрытому платком.
- Тише, дети, не шумите,
Чудо – сказку не будите!
Один, два, три, четыре, пять –
Будем сказку начинать!
Воспитатель снимает платок со стола.
- Посмотрите, кто к нам пришёл! Кого вы узнали? Из какой они сказки?
Дети берут в руки игрушку, называют сказочного героя, вспоминают название сказки.
Воспитатель обращает внимание на гнездо с курочкой в плетёной корзинке.
Воспитатель: Посмотрите, посмотрите, кто это сидит в гнезде? (курочка, клушка, наседка).
- Как вы думаете, почему же она сидит именно здесь? (высиживает цыплят).
- Что же под наседкой, посмотрим. (достаёт яйцо).
- Ой, а там, кто-то есть ещё. Кто это? (достаёт игрушку – цыплёнка).
- Какие звуки издаёт цыплёнок? Он квакает? Он мяукает? (Ответы детей: Нет, он пищит)
- Ребята, а как вы думаете, что умеет делать цыплёнок?
Или он ёще совсем маленький?
Покажите, пожалуйста, как цыплёнок клюёт зёрнышки?
Как машет крылышками?
Умеет ли вертеть головкой?
Как водичку пьёт?
А как же он бегает? Дети показывают движения цыплёнка
- Вот сколько всего умеет делать цыплёнок. А теперь поработаем с волшебной «шестиэкранкой».
- Что есть у цыплёнка для того, чтобы он бегал? (Ответы детей: ножки, лапки)
Воспитатель рисует лапки в подсистеме.
- А для того, чтобы он пил водичку и клевал зёрнышки, ему нужен… Дети: клювик.
Воспитатель рисует клюв в подсистеме.
- А что же ещё есть у цыплёнка и для чего ему это нужно?
Дети отвечают, воспитатель рисует в подсистеме.
- Дети, подумайте и скажите, а раньше каким был цыплёнок? (Стрелка влево) Дети: яйцом.
- А умело ли яйцо прыгать, бегать и пищать? (дети: нет, яйцо не умело прыгать, бегать – оно может разбиться).
- А что же внутри яйца, из чего же появился цыплёнок?
Воспитатель разбивает яйцо, выливает отдельно желток, белок. Показывает детям несколько раз, называя состав яйца – белок, желток, скорлупа.
Воспитатель: А почему же курочка – наседка сидит в гнезде на яйцах? Дети: для того, чтобы вывелся цыплёнок нужно тепло.
- Итак, снесла курочка яйцо, и сидела в гнезде долго – долго. 21 день или 3 недели. Внутри яйца цыплёнок рос, и стало ему тесно в скорлупе. Скорлупа начала трескаться и показался маленький клювик. Потянулся цыплёнок, скорлупа лопнула, и появился на свет наш цыплёнок. Рассказ воспитателя сопровождается показом действий.
- Ребята, а как вы думаете, это было прошедшее, настоящее или будущее время? (Работа с шестиэкранкой)
Воспитатель: Давайте повторим: прошедшее – это что с ним было, он был яйцом. Настоящее – это что с ним сейчас происходит, вот он сейчас с нами. А заглянем в будущее. Кем будет наш цыплёнок?
Дети: курочкой или петушком.
- Петушок, – какого рода? (Дети: мужского)
- А курочка? (Дети: женского).
Мы же с вами в волшебной, сказочной стране. Здесь происходят чудесные превращения. Девочки у нас превращаются в курочек. А мальчики – в петушков.
Физкультминутка.
(Приглашаю мальчиков в кружок).
- Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь? Мальчики показывают разученные ранее движения.
Воспитатель: Молодцы, мальчики! А теперь посмотрим на наших девочек – курочек.
- Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла? (дети: на речку).
Курочка – рябушечка,
За чем ты пошла? (за водичкой)
Курочка – рябушечка,
Зачем тебе водичка? (цыпляток поить)
А как цыплятки просят пить? (пи-пи-пи).
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам придумать сказку про нашего цыплёнка с помощью наших сказочных героев.
1 -2 ребёнка подходят к столу, рассказывают и показывают свою сказку. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит в зал с петушком из ватмана.
Воспитатель: А почему ты такой бледный? Что случилось?
Воспитатель меняет голос: Меня и моих братьев забыл раскрасить художник.
Воспитатель: А где они, твои братья?
- Братья, родные мои, идёмте сюда!
Воспитатель достаёт не раскрашенных петушков.
- Мы пришли. Что ты нас звал?
- Вы не переживайте. Мы в волшебной, сказочной стране и с радостью поможем вам исправить ситуацию. Вот наша волшебная дорожка. Воспитатель берёт ведёрко и петушка:
- Шёл, шёл петушок, ступил на цветную волшебную дорожку. Встречает его, … какой цвет? Красный, верно. И всё стало… Верно – красным. Как вы думаете, обрадовался петушок? Сначала обрадовался, а потом посмотрел вокруг. Игрушки – все красные, вода – красная, сам весь красный.
Хорошо, когда в мире всё красного цвета? Плохо, наверное. Взял наш петушок немного красного цвета, положил в ведёрко и побежал дальше по дорожке. Встретился… с синим цветом. Всё стало …синим…
Аналогично повторяются все цвета дорожки.
- Наполнил петушок ведёрко разными красками и побежал к художнику.
Итог занятия:
Воспитатель: А пока наш петушок бежит, мы подождём его здесь и поговорим, что вам сегодня понравилось?
Что показалось лёгким заданием?
А что далось с трудом?
Вы очень хорошо сочиняли сказки, мне очень понравилось.
И для вас я тоже приготовила свою сказку. Я расскажу её вам, а если вы с чем – то не согласитесь, подскажите мне.
"Сказка про Петю – петушка".
Жили – были петушок с курочкой. Курочку звали Петя, (дети поправляют, Петя – м. р., курочка должна носить имя ж. р.)
А как мы назовём её? Хорошо, Рябушечка. Курочка Рябушечка весь день трудилась – искала червячков, отгоняла чужих петушков, а Петя – петушок спокойно сидел в гнезде - высиживал цыплят. Правильно? (Дети поправляют). Однажды мимо гнезда бежала мышка. Хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. И вытекли их яйца густые сливки. (Дети поправляют). Сидела наша курочка в гнезде целых три дня. (Дети поправляют: курица высиживает яйца 21 день).
Хорошо, просидела курочка в гнезде 21 день, и однажды ранним утром на свет из яйца появился её любимый котёночек.
Дети: у курочки будут цыплята.
Красивым вырос цыплёнок, добрым и послушным.
Раздаётся стук в дверь.
- А вот и наш петушок прибежал от художника. Какой красивый стал, не узнать теперь.
- Но у нас ещё остались братья петушка, а они не раскрашенные. Кто желает помочь им? Посмотрите, ваши краски тоже стали волшебные, они помогут братьям петушка стать красивыми.
Дети под спокойную музыку самостоятельно раскрашивают петушков.