елена дубинина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков, букв и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков, букв и слов» (с использованием «нестандартных» пособий: «волшебных телевизоров» - фланографов, коробки с мелким песком для написания букв пальчиком, веревочек разной длины для выкладывания букв)
Цель: развивать фонематический слух детей, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в мир звуков, букв и слов“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Упражнять детей в умении выделять первый звук в слове, всегда помнить о том, что звук мы слышим, а букву мы пишем. Уметь при проговаривании четверостишья выделять нужный звук голосом. 2. Уметь составлять слова из первых букв, называя предметы на картинке, пытаться прочесть эти слова (солнце, лук, очки, носорог - СЛОН)
3. Совершенствовать навыки детей в умении составлять букву из ее отдельных элементов («буквенный конструктор», «превращать» одну букву в другую путем перекладывания деталей. 4. Закрепить знание детьми алфавита. 5. Способствовать обогащению словарного запаса детей, используя для этого орфографический словарь (аккордеон, абажур, абрикос, айсберг, балабол, балалайка и др.) 6. Продолжать упражнять детей в умении подбирать слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?», «Какой?», «Что делает?», «Где?».
Материал к занятию : Предметные картинки с изображением айсберга, аккордеона, абажура, балалайки, баклажана, водолаза, гамака, гвоздики, водомерки и др. Орфографический словарь, коробка для сюрприза, коробка с мелким песком для написания букв пальчиком, фланелеграфы на каждого ребенка («волшебные телевизоры», наборы длинных и коротких веревок для выкладывания букв, карточки с напечатанными буквами, бубен для игры, стихи из «Азбуки» С. Маршака, чистый лист бумаги, простой карандаш.
Ход занятия : Спросить у детей, любят ли они играть? Предложить им поиграть в интересные игры со словами и буквами. Но сначала надо отгадать, что находится в коробке? Подсказка: Не очень большая, но очень умная. Да, это книга. Как называется эта книга? (дети узнают по внешнему виду и называют словарь) Почему эта книга так называется? Как написаны слова в словаре? С какой буквы они начинаются? А какой заканчиваются? Какие новые слова из словаря дети запомнили? (назвать) Рассмотреть предметные картинки. Вопросы: Что такое «айсберг»? А кто такой «балабол»? А почему водолаза так называют? Затем познакомить с новыми словами : гладиолус, гвоздика, георгин, гамак, гепард. Рассказать об этих предметах и их назначении. Порассуждать, кто такой «гений» и что означает слово «гигантский»? (дети пытаются изобразить «гигантские» шаги) Игра «Расшифруй слово» (по первым буквам предметов, нарисованных на карточке) Например: ЮЛА, НОСОРОГ, ГНОМ, АРБУЗ – получилось слово «ЮНГА». Отгадку дети рисуют пальчиком на коробке с песком. (3-4 раза) Разминка: «ИГРА С БУБНОМ». Воспитатель гремит в бубен, а дети в это время бегают по ковру. На сильный удар останавливаются, а воспитатель показывает нарисованную на карточке букву. Дети ее называют и хором рассказывают стихотворение из «Азбуки» Маршака. БЕГЕМОТ РАЗИНУЛ РОТ - БУЛКИ ПРОСИТ БЕГЕМОТ! (буква «Б») и так 5-6 букв на усмотрение взрослого. Затем садятся за столы и на «волшебных телевизорах» из веревочек разной длины выкладывают буквы по заданию воспитателя. 1. Воспитатель читает стихотворение из «Азбуки» Маршака (или любое другое с часто повторяющимся звуком, выделяя его голосом, а дети превращают этот звук в букву. Например: СПИТ СПОКОЙНО СТАРЫЙ СЛОН, СТОЯ СПАТЬ УМЕЕТ ОН. (рисуют букву «С») 2. превратить букву «С» в ту букву, которую воспитатель нарисует в воздухе, т. е. в букву «О» ОСЛИК БЫЛ СЕГОДНЯ ЗОЛ: ОН УЗНАЛ, ЧТО ОН ОСЕЛ. 3. Воспитатель делает «руки в боки», пытаясь изобразить букву «Ф», которую дети тоже выкладывают из буквы «О». ФЛОТ ПЛЫВЕТ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ, ФЛАГ НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ. 4. Воспитатель делает одну руку «по швам», изображая букву «Р». При выкладывании каждой буквы дети хором рассказывают стихотворение об этой букве (из «Азбуки» С. Я. Маршака). РОЕТ ЗЕМЛЮ СЕРЫЙ КРОТ, РАЗОРЯЕТ ОГОРОД. Потом дети последнюю букву превращают в любую другую по желанию, называют ее. Садятся на корточки на ковре и играют в игру «Что получится, то получится» Для этого воспитатель берет чистый лист бумаги и карандашом делит его на 4 колонки по «вертикали» (по количеству вопросов) и проводит 5-6 линий по «горизонтали» (по количеству предложений). В первой колонке вверху листа он пишет вопросы «Кто»? «Что»? Во второй колонке записывается вопрос «Какой» (ая, ие? В 3-й – «Что делает?», в 4-й - «Где?» Затем просит называть слова, которые отвечают на вопрос «Кто?» или «Что?» (достаточно записать 5-6 слов. Они записываются друг под другом). В следующей графе записываются слова (5-6 слов, отвечающие на вопрос «Какой?»(ая, ие). Они также записываются друг под другом. Воспитатель на свое усмотрение выбирает и записывает наиболее интересные и «смешные» слова –«определения» ( например: дырявый, толстый, неуклюжий, мокрый, любопытный и др.) Аналогично заполняются две оставшиеся колонки. Когда «самодельная» таблица со словами заполнена («по вертикали», то воспитатель зачитывает получившиеся «смешные» предложения («по горизонтали») Например: Кто?–Крокодил! Какой?–Дырявый! Что делает?–Прыгает! Где?–В магазине! Получившееся предложение «Дырявый крокодил прыгает в магазине!» В заключении воспитатель хочет похвалить детей словом, которое нужно назвать «в рифму» ОНИ НА МЕСТЕ НЕ СИДЯТ, ВСЕ НА СВЕТЕ ЗНАТЬ ХОТЯТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ СОРВАНЦЫ. ВЫ ТАКИЕ …. МОЛОДЦЫ! (хором) В награду показать фото айсбергов (5 – 6)