Анжелика Щинова
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста. Игровые приемы для автоматизации поставленных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Л. С. Волкова
Цель – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
Известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы повторения за педагогом и самостоятельного называния звука по картинкам, схемам, символам. Работа идет от простого к сложному.
Публикация «Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, Игровые приемы для автоматизации поставленных звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенок долго не может правильно произнести поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Постоянное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание продолжать работу. Устают все, в первую очередь ребенок, педагог, родители. А между тем активное участие и помощь родителей – залог успеха в коррекционной работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедической работе, нужны разнообразные творческие задания, новые игровые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые приемы обязательно включаются в логопедическую работу, что позволяет сразу разрешить несколько задач:
- пробудить желание в ребенке самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить игровые умения и навыки;
- повысить работоспособность;
- повысить познавательную активность детей;
- активизировать процессы памяти, внимания, восприятия;
- увеличить объем коррекционной работы.
Предлагаю несколько игровых приемов по закреплению правильного произношения звуков. Они в основном предназначены для автоматизации изолированных и закрепления поставленных звуков в слогах и словах.
1. «Кто дольше?» Ребенок соревнуется с логопедом в правильном и длительном произношении звука. Игра используется для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
2. «Кто больше?» Используется любой счетный материал, за каждое правильное произнесение звука или слога играющие берут себе по одной фишке. Игру можно проводить с подруппой с однотипным нарушением произношения.
3. «Научи игрушку» Используется пальчиковая игрушка и просит ребенка научить её правильно произнести тот или иной звук, слог или слово.
4. «Поехали, полетели!» Используется тот вид транспорта или насекомое, с которым связан звук или слог (машина –ррр, самолет – ллл, комарик – ззз, жук – жжж).
5. «Повтори для игрушки» На стол выставляются игрушки связанные с определенным звуком, который автоматизируется, чтоб была связь – звук – слог – игрушка. Ребенок для каждой игрушки произносит звук или слог. Логопед обыгрывает эту ситуацию.
6. «Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильным произношением и точным движением пальцев рук.
7. «Наши ножки бежали по дорожке» Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы – это ножки. Он «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
8. «Ступеньки» Используется раздаточный материал «Ступеньки» на занятии или в тетрадь для домашней работы рисует логопед «Ступеньки». Ребенок пальчиками шагает по ступенькам вверх или вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: из счетных палочек на столе выкладываются ступеньки – задание остается прежним.
9. «Стрелочки» В тетради ребенка рисуются стрелочки исходящие от заданного звука, ребенок ведет пальчиком, по стрелочкам автоматизируя звук. Другой вариант: на конце стрелочки гласная - автоматизация слога.
10. «Игра с мячом» Логопед предлагает детям прокатить по полу мяч от одного ребенка к другому, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации свистящих, шипящих, соноров. Также дети могут подбрасывать мяч вверх.
Применяйте эти игровые приемы, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них можно использовать на дальнейших этапах автоматизации для развития фонематического восприятия и для дифференциации тех или иных звуков. все упражнения с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.