Татьяна Желторылова
Конспект занятия с детьми логопедической старшей группы «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми логопедической старшей группы № 5 тема "Путешествие в осенний лес"
Желторылова Татьяна Федоровна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад № 16» город Биробиджан
Форма: интегрированное занятие
Группа : Старшая логопедическая группа № 5
Продолжительность занятия : 25 минут
Публикация «Конспект занятия с детьми логопедической старшей группы „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Цель: Продолжать формировать у детей представление о деревьях на примере знакомых деревьев - ели, березы, о взаимодействии растений и животных, птиц, о необходимости охраны деревьев.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о лиственных и хвойных деревьях;
Учить различать лиственные (по форме, величине и окраске листьев) и хвойные деревья (по хвое, шишкам). Закреплять отличительные признаки.
Расширять словарный запас воспитанников словами: листья, лиственные деревья, хвоя, хвойные деревья.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни лиственного и хвойного леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища;
Развивать фантазию, логическое мышление, умение решать проблемную ситуацию, умение делать умозаключения и открыто высказывать свои идеи.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения соблюдать правила поведения в лесу;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе родного края, желание сохранить ели от вырубки.
Ожидаемый результат: Дети примут активное участие в экологических акциях, конкурсах.
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация (чтение художественной литературы, труд, безопасность, художественное творчество, исследовательская деятельность, музыка, физическая культура.
Материал и оборудование:
Магнитофон, письмо от Лесовика; мультимедийный экран, макеты деревьев, коллекция шишек (еловых, сосновых, кедровых, лиственничных, клей, салфетки, силуэты «веточек ели», эмблемы клуба «Берегиня».
Предварительная работа:
- наблюдение за елью на участке детского сада (в чём красота ели, исследование хвои, исследование шишек, чем настоящая ель отличается от искусственной, кто может нанести вред ели и как ей помочь);
- наблюдение за сосной (в чём красота сосны, исследование хвои, исследование шишек);
- сбор шишек хвойных деревьев;
- наблюдение за лиственными деревьями на участке детского сада (в чём красота деревьев, исследование листьев березы, осины, клена, кто может нанести вред деревьям и как им помочь);
- собрать листья лиственных деревьев для гербария;
- отгадывание загадок;
- дидактические игры «Узнай по описанию», «С какого дерева листок», «Доскажи словечко», «Четвёртый лишний», «1,2,3,4,5-листья буду я считать», «Какая», «Детки на ветке»;
- рисование на сюжет «Лесная елочка», «Во поле береза стояла»; «Разноцветный ковер»;
- чтение познавательной литературы;
- разучивание стихотворений о деревьях;
- работа «Клуба Берегиня» с родителями.
Методы и приемы:
• использование воображаемых ситуаций;
• исследовательская деятельность;
• игровые упражнения;
• сравнивание веточек ели, сосны, листьев березы, осины, клена;
• дидактическая игра;
• беседа, объяснение, показ;
• загадка;
• физминутка;
• пальчиковая гимнастика;
• дыхательная гимнастика;
• слушание песни «Во поле березонька стояла», «Край родной»
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети идут по музыкальному залу и становятся в полукруг.
Сегодня к нам пришли гости. Дети, давайте поздороваемся с гостями!
А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…
2. Воспитатель загадывает загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Дашу – костяникой,
Артёма – орешком,
Серёжку – сыроежкой,
Никиту – малинкой,
Руслана – земляникой.
Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?
(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
Какое сейчас время года?
(Сейчас время года – осень).
Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
(В осенний). Как вы догадались?
Кто из Вас бывал в осеннем лесу?
Дети, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
На мультимедийном экране слайд № 1-11 (правила поведения в лесу)
На мультимедийном экране слайд № 12
Мы пришли в осенний лес!
Сколько тут вокруг чудес!
Справа – берёзка в наряде стоит,
Слева - красавица ёлка глядит.
В лесу так красиво и тихо кругом,
Мы в лес осторожно, спокойно войдём.
В лесу мы не будем шуметь и кричать.
Законы природы нельзя нарушать!
(пройдите тихонько и сядьте на стульчики)
На мультимедийном экране слайд № 13 (в осеннем лесу встречает детей Лесовичок)
Воспитатель и дети: Здравствуй, старичок-Лесовичок!
Звучит мелодия ветра.
Старичок-Лесовичок :
Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать?
Дети, я вас приглашаю в Осенний лес.
Ветер-озорник летает
Листья с дерева срывает,
в лес осенний не пускает,
письмецо вам оставляет:
«Получите письмецо!
Это вам прислала Осень!»
И ещё охапку желтых, красных, разных писем ветерок ребятам бросил».
Воспитатель: Дети, давайте, прочитаем письмо! Здравствуйте, ребята! Пишет вам Осень! : «Ветерок-озорник спрятал меня. Помогите мне! Расколдуйте, пожалуйста, меня! А помогут вам мои осенние листочки!
С уважением Осень!
Воспитатель: Я вам тоже хочу предложить стать на минутку волшебниками, если вы справитесь с заданиями ветерка - озорника, расколдуете Осень, то станете юными экологами «Клуба «Берегиня».
Ветерок хочет проверить, как вы можете справиться с первым заданием:
1. Дыхательная гимнастика «Ветерок»
(Растянутые на нитке листики)
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на листочки пестрые
Подул, подул, подул.
(Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы)
Дети дуют под музыку, листья кружатся.
Воспитатель: Листья песенку поют и в осенний лес детей зовут и задания ветерка-озорника дают.
(На листочках написаны задания ветерка-озорника, дети выполняют задание.)
Вот задание № 2: (На доске изображение деревьев).
Дидактическая игра «Назовите Лиственные и Хвойные деревья»
Какие деревья растут в лесу? (лиственные и хвойные деревья)
Чем отличаются лиственные от хвойных деревьев? (у лиственных деревьев – листья, а у хвойных деревьев - хвоя). Что общего у деревьев? (строение - корни, ствол, ветки). Какое лиственное дерево является символом России?
А без какого дерева не празднуем Новый год?
Воспитатель. Лес - называют многоэтажным домом. Лес-это дом для птиц, насекомых, растений, животных, грибов. Запомните: «Лес - наш друг и помощник». И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.
Вот и третий листок прилетел с заданием:
Задание № 3
Дидактическая игра «Посчитай-ка деревья» (1 береза,2. 3. 4. 5 берез; 1 ель, 2. 3. 4. 5 елей)
Ветер в гости к нам пришёл,
Беспорядок навел,
Все листочки заколдовал,
Расколдуем их сначала.
Место мы своё найдем,
Тихо сядем за столом.
Задание № 4
Дидактическая игра «Расколдуй листочек»
Дети с помощью карандашей обводят силуэт листьев.
Задание № 5
Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
Злюка ветер прибежал,
Все листочки, шишки разбросал.
Мы их вместе соберем
И с какого дерева назовём.
С березы лист – берёзовый
С осины лист - осиновый
С ели шишка - еловая
С сосны шишка – сосновая
Какие звери живут в лесу?
Под деревом сюрприз.
Загадка про белку:
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)
Вот подарок от белки - еловые шишки.
Самомассаж с помощью еловых шишек.
Дети, давайте зарядимся энергией от даров природы - сделаем массаж рук с помощью еловых шишек.
Повторяйте за мной:
Вы еловые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу, смелость и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
Задание № 6
Воспитатель: Вот дерево осеннее! Чего не хватает дереву? Как оно называется? Помогите расколдовать дерево!
С помощью пластилина украсим березку осенними листочками!
Пальчиковая гимнастика " Осенние листья "
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
В группу осенний букет принесем.
(Звучит музыка. Появляется Осень)
Осень : Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами. Какие Вы молодцы, как много знаете о лесе и его обитателях. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме, выполняя все задания ветерка-озорника, расколдовали осенние листочки и украсили березку!
Кто слышал про «Красную книгу»? Многие виды редких животных, растений, насекомых, птиц взяты под охрану и занесены в Красную книгу.
Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу и знакомьтесь с Красной книгой в группе.
Лесовичок: Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы, но я их не вижу.
Лесовичок предлагает детям игру на развитие мелкой моторики «Найди орешек» (в крупе).
Воспитатель: А я нашла эмблему клуба «Берегиня»
Лесовичок вручает детям эмблемы: «Юный эколог». До скорой новой встречи в лесу, ребята!
Воспитатель: Давайте, дети, мы скажем Лесовичку добрые слова:
Давайте за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
И подарим на прощанье
Мы друг другу обещанье:
С лесом будем мы дружить,
Охранять его, любить!
Воспитатель: Нам пора прощаться! «Листик, листик, ты лети, в детский сад нас приведи».