Наталья Казова
Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы с ОНР. Логосказка «Как звуки [ш] и [ж] стали добрее»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная цель: Дифференциация звуков Ш и Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить артикуляцию и закрепить навык четкого произношения звуков [Ж] и [Ш] в слогах, словах, предложениях и в связной речи.
2. Развивать фонематическое восприятие: уметь выделять сходство и различие в произношении парных звуков, уметь дифференцировать оппозиционные фонемы [Ж] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы с ОНР, Логосказка „Как звуки [ш] и [ж] стали добрее“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
3. Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза: умение составлять слова, соединив первые звуки в названиях картинок; из букв; придумывать слова со звуками [Ж] и [Ш].
4. Формировать навык составления предложения из деформированных слов, сложноподчинённых предложений и анализировать предложение.
5. Профилактика дизорфографии: познакомить детей с правописанием ЖИ и ШИ.
6. Расширение и активизация словаря по теме занятия, развитие связной монологической речи.
Коррекционно–развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, предметно – образное мышление, тактильный анализатор.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброту, дружелюбие, эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать и помогать.
2. Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Используемые современные образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникативные технологии (использование самостоятельно созданных ЭОР – презентации и мультимедийного оборудования).
2. Использование логосказки как основы для сюжета занятия.
3. Использование демонстрационных мнемотаблиц.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа:
1. Проведение занятий по темам «Звук и буква Ш», «Звук и буква Ж».
2. Заучивание стихотворения И. С. Лопухиной «Малыши в зоопарке».
Оборудование
[/b]:
Презентация, картинки с изображением двух «синих звуковичков» и букв Ш и Ж с сердитыми и добрыми лицами, буква Ы с печальным лицом, буква И с добрым улыбчивым лицом, мнемотаблица для составления характеристики звуков, шапочки жука и змеи, мяч, волшебный мешочек с объёмными буквами (П, У, Ш, К А, индивидуальный дидактический материал для проведения всех видов анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети здороваются с гостями и садятся на свои места.
Ребята, сегодня к нам в гости придёт необыкновенная сказка. Сказка необыкновенная потому, что она не про людей, не про зверей, а про звуки. Называется сказка «Как звуки Ш и Ж стали добрее». Что бы её рассказать мне потребуется ваша помощь. Поможете? Тогда слушайте.
2. Основная часть
[/b]
Четкое произношение изолированных звуков.
Жили – были на свете два брата, два парных звука Ш и Ж. (На 1 слайде появляются два синих сердитых звуковичка). Обычно братья живут дружно, мирно, во всем друг другу помогают, а звуки Ш и Ж были шипящими, неуступчивыми, всегда твердыми в своих убеждениях. Поэтому братья часто ссорились. А ещё они были большими хвастунишками. Звук Ш хвастается: «Я умею шипеть, как змея: ШШШ». (На слайде рядом со звуком Ш появляется змея). Логопед предлагает детям так же пошипеть.
А звук Ж отвечает: «Подумаешь, зато я умею жужжать, как жук ЖЖЖ». (На слайде рядом со звуком Ж появляется жук). Логопед предлагает детям так же пожужжать.
Закрепление и сравнение артикуляции звуков Ш и Ж, их характеристика.
Однажды затеяли звуки Ш и Ж глупый спор, кто из них важней? Ш говорит: «Я самый важный и главный. Что бы меня правильно произносить, язык долго учился и трудился». Ж отвечает: «Нет, я важней и главней. Чтобы меня правильно произносить не только язык трудится, но и голос».
Пролетала мимо умная ворона (На слайде, рядом со звуковичками, появляется ворона), услышала она их спор и засмеялась: «Ха – ха –ха! Разве вы забыли, что вы парные? А раз так, то и произноситесь вы почти одинаково!»
Логопед предлагает детям напомнить звукам Ш и Ж, как мы их правильно произносим. (С использованием демонстрационной мнемотаблицы "Схема артикуляции звуков"). Дети сравнивают артикуляцию звуков Ш и Ж: называют сходство в положении губ, зубов, языка, воздушной струи. Выделяют различие: звук Ш произносим без голоса, а звук Ж с голосом. Затем с опорой на мнемотаблицу дают характеристику звукам, называя сходство и различие: согласные, всегда твёрдые, парные. Ш –глухой, Ж – звонкий.
Когда Ш и Ж вспомнили, что произносятся почти одинаково, поэтому и называются «парными», то помирились и решили поиграть со своими любимыми игрушками.
Звуковой и буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков Ш и Ж в словах.
Логопед предлагает детям отгадать, какие любимые игрушки у звуков Ш и Ж. (Работа проходит с использованием очередного слайда).
Дети отгадывают слова – названия игрушек:
• Соединив первые звуки в названиях «картинок желуди, арбуз, банан, апельсин». (Жаба)
• Определив буквы на ощупь в волшебном мешочке (К, У, П, Ш, А) и составив из букв слово. (Пушка)
Логопед предлагает детям подумать, с какой игрушкой будет играть звук Ш, а с какой звук Ж и объяснить, почему. Ребенок составляет сложноподчинённое предложение: «Звук Ш будет играть с пушкой, потому что в этом слове есть звук Ш». Другой ребёнок: «Звук Ж будет играть с жабой, потому что в этом слове есть звук Ж».
Только звуки Ш и Ж начали играть со своими любимыми игрушками, как опять заспорили. Запел звук Ж свою любимую песенку: жу- жу- жу. А звук Ш тут же запел «наоборот». Логопед просит детей подсказать, как? Дети произносят: «Шу – шу - шу».
Логопед, обращаясь к звукам: «Постойте! Вы сейчас опять поссоритесь!» «Давайте лучше вместе с ребятами поиграем в игру с мячом, которая так и называется «Скажи наоборот».
Физминутка
[/b]
Игры с мячом на дифференциацию звуков Ш и Ж в слогах и словах.
• Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед надевает на себя шапочку «жука», а одному из детей надевает шапочку «змеи».
Жо – (шо) Жу – (шу) ЖИ – (ши) Жа – (ша) Же – (ше)
Жар – (шар) Жить – (шить)
Жаль – (шаль) Жила – (шила)
Логопед надевает на себя шапочку «змеи», а одному из детей надевает шапочку «жука».
Шалость – (жалость) Уши – (ужи)
Луша – (лужа) Саша – (сажа)
Машет – (мажет) Крушить – (кружить)
• Игра с мячом «Закончи слово слогом ШИ или ЖИ».
Логопед бросает детям мяч, произнося лишь часть слова. Ребёнок возвращает мяч, произнося недостающий слог ШИ или ЖИ.
Мы - (ши) Лы – (жи)
У – (ши) Е – (жи)
Но – (жи) Ланды – (ши)
Гара – (жи) Клави – (ши)
Камы – (ши) Черте – (жи)
• Игра с мячом «Придумай слово с нужным звуком».
Дети говорят хором: «Мы со звуками играем, слово к звуку подбираем».
Логопед бросает ребенку мяч и произносит звук Ш или Ж. Ребёнок возвращает мяч, придумывая слово с таким же звуком.
Автоматизация звуков Ш и Ж в предложениях и связной речи. Анализ предложения. Профилактика дизорфографии: правописание ШИ и ЖИ
[/b]
Поиграли звуки Ш и Ж и очень устали. Решили они спрятаться в волшебный мешочек и в нём отдохнуть.
Дети произносят звуки Ш и Ж, логопед «ловит» их волшебным мешочком.
Логопед: «Какие чудеса происходят со звуками в волшебном мешочке?» Дети: «В волшебном мешочке звуки надевают на себя черную одежду и превращаются в буквы». Логопед убирает с доски сердитые «звуки» Ш и Ж, достаёт из волшебного мешочка «сердитые» буквы Ш и Ж и ставит их на место звуков.
В волшебном мешочке звуки Ш и Ж превратились в буквы. Решили буквы Ш и Ж пойти в зоопарк. Выбрали они самый короткий путь: по узкой дорожке через парк. Идут еле – еле: дорожка узкая, буквы широкие, того и гляди, в канаву свалятся. Вдруг видят, идет навстречу буква Ы с толстым животом и с палочкой. (Логопед ставит на доску букву Ы рядом с буквами Ш и Ж). Попросила буква Ы уступить ей дорогу. Да где там, не захотели буквы Ш и Ж потесниться, не уступили ей дорогу. Оступилась буква Ы, упала в канаву и сломала себе палочку (Логопед убирает букву Ы). А буквы Ш и Ж пошли дальше и даже не обернулись (Логопед отодвигает буквы Ш и Ж подальше). Хорошо, что следом шла добрая улыбчивая буква И, которая всегда всем помогала. (Логопед ставит картинку с изображением буквы И). Она помогла букве Ы подняться (Логопед снова ставит на доску букву Ы) и нашла ей новую крепкую палочку, ведь с таким толстым животом без палочки ходить трудно. Буква Ы обиделась на буквы Ш и Ж и решила, что больше никогда не будет с ними дружить.
А буквы Ш и Ж пришли тем временем в зоопарк. Давайте посмотрим, что они увидели в зоопарке, а вы об этом расскажите.
Дети поочерёдно читают ранее заученные четверостишия из стихотворения И. Лопухиной «Малыши в зоопарке». (По ходу чтения появляются слайды с картинками животных и их детенышей).
Животные в зоопарке
Из стран холодных и жарких
Живут – поживают, не тужат
И между собою дружат.
И каждое утро зверятки
Играют на детской площадке.
Приводят, как в детский сад,
Звери своих зверят.
Лошадь ведет жеребенка,
Медведица – медвежонка.
Бежит за ежом ежонок,
Ползет за ужом ужонок.
Важно жираф шагает –
Жирафенка он провожает.
Летит за чижом чижонок,
А за жуком – жучонок.
Живут – поживают, не тужат
И между собою дружат
Ужата, ежата, моржата,
Чижата и медвежата.
Логопед разбирает с детьми семантику слова «не тужат», которое встречается, в основном, только в сказках.
Посмотрели буквы Ш и Ж, как дружно и мирно живут звери в зоопарке и стало им за себя стыдно. Решили буквы Ш и Ж стать добрее. Начали с того, что доброе предложение про малышей зверят придумали: «Жить, дружно, малыши».
Ребёнок: «Это не предложение, а просто слова, потому, что слова не дружат между собой и нам ничего не понятно». Затем дети «помогают» буквам Ш и Ж подружить слова, что бы они превратились в предложение: «Малыши живут дружно». С помощью индивидуального дидактического материала (слова - чёрные полоски) составляют схему предложения и анализируют его. Закрепляют правило обозначения границ предложения на письме (большая буква - в начале, точка – в конце, между словами – пробелы, промежутки).
Затем выделяют из предложения слова со звуками Ш («малыши») и Ж («живут», «дружно») и определяют место звуков Ш и Ж в слове. С помощью дидактического материала (слоги - жёлтые прямоугольники, твёрдые согласные звуки - синие квадратики, гласные звуки - красные квадратики) проводят слоговой анализ слов «малыши» и «живут» и звукобуквенный анализ слогов ШИ и ЖИ, запоминают правило правописания ШИ, ЖИ. Процесс анализа заканчивают синтезом – повторяют предложение «Малыши живут дружно».
Так добрые и дружные звери и малыши-зверята в зоопарке помогли звукам и буквам Ш и Ж стать добрее. Логопед убирает «сердитые» изображения букв Ш и Ж и ставит «добрые» изображения звуков и букв.
Буква Ы простила буквы Ш и Ж, но с тех пор ШИ и ЖИ всегда пишутся только с доброй улыбчивой буквой И.
3. Рефлексия. Подведение итогов
[/b]
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне рассказать сказку. Вам сказка понравилась? Что в сказке вам больше всего запомнилось или понравилось? Чему учит нас эта сказка?
Ответы детей.
Логопед подводит итог: «Сказка учит нас быть добрыми, дружными, во всём помогать друг другу. Тогда, как в сказке, мы будем жить и не тужить!»
Используемая литература: И. С. Лопухина «Логопедия. Упражнения для развития речи». СПб: Дельта, 1997