Подосинникова Ирина Олеговна
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей об осени, ее приметах; активизировать словарь по данной теме;
Задачи: - развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- развивать у детей координацию движений с речью;
- развивать внимание, память, мышление;
- учить детей эмоционально воспринимать стихи.
- тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать
на вопросы, и логически выстраивать предложения
- продолжать совершенствовать интонационную выразительность речи.
- продолжать закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Развивающая среда: музыкальный зал оформленный в стиле осеннего леса.
Оборудование: листья и ветви деревьев, музыкальный центр, стулья расставленные как сидения автобуса
Предшествующая работа.
- Разучивание стихотворений.
- Беседа по теме: «Осень».
- Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.)
Воспитатель: - Посмотрите пожалуйста в окно. Какой сегодня день? (Солнечный, пасмурный, дождливый, ясный, тёплый). А какое время года? (осень) Как вы догадались? (Часто идут дожди, начинается листопад, люди надевают теплую одежду, небо часто покрыто тучами).
Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: - Про какое время года это стихотворение? (Про осень). Дети, а какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное?
Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение.)
Воспитатель: - Почему это стихотворение грустное?
Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы на юг).
Воспитатель: - У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) А на чём можно путешествовать?
Ответы детей (Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.)
Воспитатель: - А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на… Отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы поедем в наше путешествие.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
Воспитатель: - Ребята, отгадайте, куда же мы отправимся
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится, все переливается
Как же это чудо в природе называется? (осенний лес)
Воспитатель: - Правильно, мы отправляемся в осенний лес. Всё готово, можно отправляться. Но для того чтобы сесть в автобус, нам нужно купить билет. А вот и касса. (дети подходят кассе).
А билеты у нас не простые, а в виде листьев и веток разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист или веточка какого дерева у него в руках.
Например: лист дуба (какой) – дубовый и т. д.
Лист клёна – кленовый
Лист тополя – тополиный
Лист ивы – ивовый
Лист каштана – каштановый
Лист березы - березовый
Ветка рябины – рябиновая
Ветка сосны – сосновая
Ветка ели – еловая
Ветка липы - липовая
(ответы детей, дети рассаживаются на стульчики с изображением соответствующего листочка или веточки)
Воспитатель: - Молодцы! Ну, что в путь!-Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь? (вперёд). А потом поедет быстро - куда отклонитесь? (назад). Поедет по кочкам- будем подпрыгивать на сиденьях.
Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)
Воспитатель: Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая чудесная природа вокруг.
(запись звуки осеннего леса (Обсудить с детьми что они слышат, журчит ручей, кукует кукушка, стучит дятел и т. д.)
Воспитатель: - Чувствуете какой прохладный ветерок подул? Давайте немного поиграем
ВЫРОСЛИ ДЕРЕВЬЯ В ПОЛЕ (физкультминутка)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается к небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Ну когда же отдых будет?
Воспитатель: - Молодцы ребята! А скажите мне пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Давайте присядем на полянку и поговорим об осенних месяцах. (Дети присаживаются на полянку).
Дарья у нас знает загадку об одном из этих месяцев, а вы должны угадать о каком месяце она рассказала.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Воспитатель: - Правильно ребята! Это первый осенний месяц сентябрь.
Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле или в лесу?
Ответы детей (В садах собирают фрукты. С полей и огородов убирают урожай овощей. В лесу собирают грибы и ягоды).
Воспитатель: - А мы ведь с вами знаем пальчиковую игру про овощи! Давайте немного поиграем.
Пальчиковая игра «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара с собой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу! Ох!
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, полезней, вкусней на земле.
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка или свёкла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла,
И ножиком этим рубить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу! Ох!
Накрытые крышкой, в душном котле,
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла? Ох!
И суп овощной оказался не плох!
Воспитатель: - Молодцы ребята. Присаживайтесь на полянку и послушайте следующую загадку об осеннем месяце которую вам расскажет Егор. Помните что вы должны угадать о каком месяце идет речь.
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса. (Октябрь)
Воспитатель: - Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит).
Воспитатель: - Правильно ребята. Октябрь очень капризный месяц.
Переходим к последней загадке которую расскажет Дарина.
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Воспитатель: - Правильно ребята, это ноябрь. Кто из вас может мне сказать как в ноябре готовятся к зиме звери?
Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).
Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?»
Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).
Воспитатель: - «Молодцы ребята». Давайте еще раз назовем осенние месяцы (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: - Давайте встанем и осмотримся вокруг. Что вы видите?
Ответы детей (много деревьев в красивых золотых нарядах)
Воспитатель: - А какие названия деревьев вы знаете?
Ответы детей (дуб, клён, береза и тд.)
Воспитатель: - На деревьях осенью листочки вянут, желтеют и опадают. Давайте с вами превратимся в осенние листочки и немного поиграем.
МЫ – ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ (физкультминутка)
Мы – осенние листочки, (Покачивание)
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели. (Разбежались по группе, бегают, кружатся)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали,
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок. (Присели на корточки)
Ветер снова вдруг подул (Вновь разбегаются, помахивая руками)
И листочки быстро сдул,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: - Молодцы мои листочки! Подойдите поближе ко мне и давайте вместе с вами расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивать.
Осенью солнце светит (как) … (слабее, меньше, редко).
Осенью небо покрыто (чем) … (серыми тучами).
Осенью часто идут … (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. К сожалению нам пора отправляться обратно в детский сад. Проходите к автобусу и занимайте свои места (садятся в автобус (Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Выходите из автобуса (дети выходят). У меня такое хорошее настроение, много эмоций от нашей поездки что хочется подарить нашим гостям осеннее стихотворение. Давайте все вместе его расскажем.
Это сказка и вовсе не сказка
Это осень идет златовласка
Очень любит она в нашем парке
Раздавать всем прохожим подарки
И какого листочка коснется
Тот монеткой для нас обернется
Собирают охапками детки
Золотые листочки-монетки
Воспитатель: - Какие же вы у меня все молодцы! (включается звук гром и дождь). Ой, ребятки, что же это такое? Кажется дождь начинается! Скорее побежали в группу пока он нас не намочил! (Все убегают в группу)