Эльвира Попова
Конспект занятия «Домашние птицы» в подготовительной группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Домашние птицы»
Конспект занятия по предмету «Развитие речи».
Тема занятия : «Путешествие на птичий двор». Запоминание новых слов и составление предложений.
Форма занятия : подгрупповое.
Публикация «Конспект занятия „Домашние птицы“ в подготовительной группе с ЗПР» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Возрастная группа (группа, класс) : подготовительная группа (дети ЗПР).
Продолжительность занятия : 25 минут.
Место и роль занятия в изучаемой теме : коррекционное занятие в системе занятий в разделе «Развитие речи». Направлен на закрепление изученного материала.
Тип занятия : урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цель: формировать навык правильного употребления слов на материале «Домашние птицы».
Задачи занятия :
- развивающие:
1. учить составлять описательный рассказ по сюжетной картинке;
2. развивать координацию движений руки и глаза;
3. развивать зрительное и слуховое восприятие;
4. развивать внимание, память, мыслительные процессы;
5. развивать словесно-логическое мышление;
6. совершенствовать целостность зрительного восприятия через складывание разрезных картинок и сличение контура изображённого;
7. развивать необходимый темп деятельности, самостоятельность.
- коррекционные:
1. формировать навыки сопряженно-отраженного проговаривания речевого материала (вместе с педагогом);
2. уточнение, расширение, обогащение лексического запаса детей;
3. формировать у учащихся словесное и логическое ударение, темп и слитность, основные правила орфоэпии.
4. отработка коммуникативных навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
5. учить выделять цепочки названий птиц; закрепить знания контура тел домашних птиц.
- воспитательные:
1. воспитывать любовь к природе и родному языку;
2. воспитывать коллективизм, уважение друг к другу;
3. воспитывать аккуратность, усидчивость, бережное отношение к учебным вещам;
4. актуализировать знания детей о правилах поведения на уроке.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия :
1. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
2. умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
4. умение договариваться о совместных делах и играх;
5. построение планов и их реализация;
6. использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых, мимических, образно-жестовых.
Планируемые результаты:
- личностные результаты:
1. овладение навыками адаптации в окружающем мире;
2. развитие интереса к учебной деятельности;
3. развитие собственной активности ребенка;
4. налаживание эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками;
5. формирование адекватной оценки своего поведения и поведения окружающих;
6. формирование экологического мышления;
7. формирование способности обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- предметные результаты:
1) умение воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;
2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах деятельности;
3) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности;
4) умение анализировать итоги своей деятельности;
5) выстраивать базовыми понятиями логические рассуждения;
6) овладение способностью пользоваться устной и письменной речью;
7) овладение правильным произношением в словах звуков речи и их сочетаний;
8) различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов, пения птиц, мужского и женского голосов, городского шума;
9) восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера.
Оборудование: опорная таблица, иллюстрации (тени и контуры птиц, разрезные карточки с изображениями домашних птиц, корзинка, муляжи яиц; маленькие ящики трех цветов: красный, оранжевый, желтый; зеленая ткань (грядка, музыкальная книга с живыми голосами домашних птиц, интерактивная доска, презентация «Птичий двор».
План занятия :
I. Вводный этап.
Педагогом используются отраженное и сопряженное проговаривание. Прежде чем начать говорить, внимание ребенка сосредотачивается на лице педагога. Голова учителя должна быть хорошо освещена (на него должен падать свет). Голова должна быть неподвижна. Расстояние между педагогом и детьми от 0,5 м, но не более 1,5 м. Произносить слова следует естественно, не преувеличивая мимику лица и артикуляцию (не двигать преувеличенно губами, не показывать специально положение языка, не говорить слишком громко, но и не шепотом. Педагог показывает на доске слайды презентации к каждому заданию.
Под музыку заходят дети.
Дефектолог:- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Педагог предлагает детям сесть на свои места. Дефектолог здоровается с каждым ребёнком по очереди).
Дефектолог:- Рита, привет!
Педагог называет имена детей перед экраном. Дети, услышав своё имя, садятся на места.
Дефектолог:- Ребята, что будем делать?
Дефектолог:- Будем заниматься. Будем слушать. Будем говорить красиво.
Давайте все поприветствуем друг друга. Покажем улыбкой, как мы рады друг друга видеть.
(Дети здороваются с гостями. Они сели за парты около воспитателя, одетой в костюм петуха.)
Дефектолог: - Сегодня у нас с вами будет занятие необычное и сказочное. К нам в гости пришел Петушок- золотой гребешок. Мы будем путешествовать с вами в птичьем мире. Со мной пришли к вам на занятие мои друзья. А где же они?
(Педагог предлагает детям посмотреть на доску.)
Дефектолог показывает на яркие изображения (курица, утка, индюшка, гусыня).
Дефектолог: - Давайте посмотрим, какие птицы пришли к нам на занятие.
(Дети повторяют за воспитателем названия птиц. Дети проговаривают слова по слогам несколько раз, сопровождая движениями рук).
Дефектолог: - У этих птиц есть названия. Мы их проговорим сейчас по слогам.
Птицы со мной будут путешествовать вместе с нами.
II. Основной этап.
Интерактивная игра «Найди птицу по контуру или тени». (Каждый ребенок подходит к доске и выбирает по две картинки на экране доски, соединяет их в пары.)
Дефектолог: - Ребята, что я держу в руках?
Дети: - Корзинку.
(Если дети затрудняются ответить, педагог отвечает сам. Затем хором и индивидуально проговаривает с детьми. Дети проговаривают слово «Корзинка» по слогам несколько раз, сопровождая движениями рук).
Дефектолог: - Давайте, посмотрим, что здесь лежит.
Дидактическая игра «Назови, что взял».
Ход игры: ребенок достает муляж яйца, называет его и определяет цвет. После кладет в корзину. В конце игры педагог закрепляет хором названия формы яйца и их цвет (овал, коричневый, белый, пестренький).
Дефектолог: - Молодцы!
Дефектолог: - Назовите одним словом предметы в корзинке (Яйца).
Дефектолог: - Сколько яиц в корзине?
Дети: - В корзине много яиц.
Дефектолог: - Откуда берутся яйца?
Дети: - Птицы сносят.
Дидактическая игра «Собери еду для птиц с грядки».
На ковре на зеленой ткани лежат муляжи еды (зеленая трава, машинка, лопаточка, пшено, капуста, мяч). Ход игры: дефектолог показывает, а затем дети по очереди раскладывают в три ящика (желтый, красный, оранжевый) продукты.
Дефектолог:- Сколько предметов в желтом ящике?
Ребенок:- Один.
Дефектолог:- Сколько в красном и оранжевом ящиках предметов?
Ребенок:- Много.
Дефектолог: - Правильно! (Хвалит за правильное выполнение каждого ребенка).
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим».
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим).
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга).
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой).
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем).
В баночку кладём и пробуем.
Дефектолог: - Ребята, а сейчас мы составим картинку из 4 фрагментов. (У каждого ученика на столе лежит конверт с картинками, разрезанные на 4 части).
Дефектолог: - В каждом конверте спрятались цепочки птиц. Какие домашние птицы у вас получились?
Ребенок: - Петух.
Дефектолог: - Как разговаривает петушок?
Ребенок: - Ку-ка-ре-ку. (Ребенок отвечает полным ответом. Он должен правильно согласовывать существительное (петух) с глаголом (петух кукарекает).
Дефектолог: - Папа - петух, мама-курица, малыш- цыпленок.
Дефектолог:- Хорошо, молодец!
Дефектолог: - Витя, какую птицу ты собрал из своих фрагментов?
Ребенок: - Гуся.
Дефектолог: - Как разговаривает гусь?
Дети: - Га-га-га.
Дефектолог: - Папа - гусь, мама-гусыня, малыш- гусенок.
Дефектолог: - Молодец!
(Аналогично дети рассказывают про индюка и селезня).
Дефектолог: - Детишки, теперь мы знаем, как домашние птицы разговаривают и чем питаются. А еще мы повторили детей домашних птиц.
III. Заключительный этап.
Дефектолог: - Дорогие ребята, закончилось наше путешествие. Петушку очень понравилось в вашем птичьем дворе. Все были активными, дружелюбными. У кого сложилось приятное впечатление от занятия с друзьями – возьмите в подарок морковку. Кому было грустно и не интересно – возьмите «грустный» огурец. После занятия, если захотите, можете мне рассказать о причине, по которой взяли огурец. Не забудьте рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям.
Дефектолог: - Спасибо вам, ребята, за отличную работу на занятии. Вы хорошо говорили и внимательно слушали! До новых встреч!